Большая субмарина Сюркуф. Ушла в поход и таинственно исчезла.

15.05.2018

Французская подводная лодка Сюркуф или Surcouf NN3 предназначалась для артиллерийского обстрела и впервые была спущена на воду в октябре 29-го года прошлого века, а в 34-ом году была включена в состав военно-морского флота Франции. Своим названием подлодка обязана знаменитому корсару Р. Сюркуфу. Примечателен тот факт, что Surcouf NN3 являлась самой крупной подлодкой в мире до того, как были построены японские I-400.

Краткая история создания и конструкция подлодки Сюркуф

Согласно Вашингтонскому морскому соглашению 22-го года, были наложены ограничения на количество и тоннаж кораблей, но это не коснулось подводных лодок, поэтому практически все ведущие морские страны попытались разработать подлодки, сочетающие в себе функцию крейсера.

В 27-ом году во Франции были спроектированы три крейсерские подлодки, причем достроена была только одна – Сюркуф. В вооружение субмарины входили восемь 500 мм торпедных аппаратов и четыре 400 мм аппарата. Надводный артиллерийский бой осуществлялся двумя пушками 203 мм в парной башне. Боеукладка включала 60 снарядов. Подлодка несла гидроплан Besson MB411, предназначавшийся для разведки и уточнения стрельбы на дальние дистанции. Гидроплан помещался в ангар, на крыше которого дополнительно располагались зенитки и пулеметы.

Служба подлодки Сюркуф

До начала Второй мировой войны Сюркуф выполняла демонстрационную роль – посещала порты других стран и показывала военно-морскую мощь Франции. Когда в 40-ом году Германия напала на страну, субмарина проходила ремонт во французском городе Брест. На Сюркуфе работал только один двигатель, а руль заклинило, но лодку переправили в Британию.

В июне 40-го года во время операции «Катапульта» британцы попытались захватить Сюркуф, но экипаж оказал сопротивление. После схватки большая часть экипажа отказалась служить Франции. Вскоре после этого был сформирован новый экипаж из французских моряков, находившихся на тот момент в Великобритании. Однако большинство новых членов экипажа не имели опыта службы на подлодке. Капитаном назначили офицера Л. Блезона, который не бросил лодку после операции «Катапульта».

Сюркуф перебазировали в Канадский Район Галифакс, где сопровождал трансатлантические конвои и искал немецкие плавучие базы. К концу лета 41-го года субмарину отправили на ремонт в Портсмут, где она пробыла до ноября.

В декабре Сюркуф участвовал в освобождении сообщества Сен-Пьер и Микелон, после чего вернулся в Галифакс, а затем был направлен на Бермуды. В феврале 42-го года подлодка двинулась к Панамскому каналу для того, чтобы перейти в Тихий океан. На Сюркуфе работал только один двигатель, поэтому максимальная скорость составляла 13 узлов.

К каналу субмарина так и не добралась. Лодка просто бесследно исчезла. Позже в ходе расследования было предположено, что Сюркуф столкнулся с американским судном «Томпсон Лайкс». Если предположение верно, останки лодки должны находиться на глубине 3 км в определенной точке, до которой исследователи не добрались и по сей день. Поэтому место гибели Сюркуфа до сих пор не найдено.