"Char B1"

Char B1 – тяжелый танк французской разработки периода 30-ых годов двадцатого века. Начало создания проекта машины пришлось на 21-ый год, но в состав вооружения танк вошел только весной 43-го года. Серийный выпуск продолжался с 35-го по 40-ой год, причем было изготовлено 403 танка в различных модификациях. Танк был активно задействован в схватке с германскими войсками с мая по июнь 40-го года. Несмотря на архаичную конструкцию, он продемонстрировал отличную защищенность. Почти половина французской техники была захвачена немецкими войсками после капитуляции Франции. Танки использовались вермахтом до 45-го года и послужили основой для разработки немецких САУ и огнеметных танков. Всего немцы смогли захватить 161 машину, которые получили новое название – Pz. Kpfw. B2 740 (f). Шестнадцать из них были переоборудованы в 105-миллиметровые самоходные артиллерийские установки, а около шестидесяти – в огнеметные танки.

Краткая история создания

После окончания Первой мировой войны в 20-ом году была принята новая программа танкостроения, где существовала концепция боевой машины, занимающей промежуточное место между легкими танками типа FT-17 и тяжелыми типа Char 2C. Такой танк должен был поддерживать пехоту, а также эффективно бороться с вражеской техникой. Официально танк был классифицирован как машина для поддержки пехоты.

К началу 21-го года уже были определены тактические и технические требования к новому танку. К созданию проекта привлекли пять компаний, которые ранее уже были задействованы в производстве танков: Делоне-Бельвилль, Сен-Шамон, Рено и Шнейдер, а также FCM. Каждая из компаний должна была разработать свой проект, а на основе пяти прототипов планировалось создать один, который бы собрал в себе лучшие из представленных решений.

Создание проекта танка растянулось на годы по причине того, что в 20-ых годах армия финансировалась слабо. Также разработке танка препятствовала Лига Наций, которая была настроена пацифистски, поэтому угрожала Франции санкциями.

Несмотря на все трудности, в 24-ом году прототипы от всех пяти производителей были готовы. После испытаний каждого из них были сформулированы конкретные требования к весне 25-го года. Масса будущей боемашины должна была быть равна от 19 до 22 тонн, а бронирование должно было выдерживать все виды пехотного оружия. В начале 26-го года уже 4 компании (все, кроме Делоне-Бельвилл) получили новые задания на изготовление прототипов. Однако финансирование проектов оставляло желать лучшего.

Первыми справились Рено и Шнейдер, которые представили свой опытный образец весной 29-го года, который условно назывался 101. После его испытаний и доработки были созданы новые прототипы – 102 и 103, которые были закончены осенью 31-го года. После войсковых испытаний и очередных доработок танк Char B1 был наконец готов и принят на вооружение в 34-ом году.