Как международные бренды бегут из России

Похоже, что золотое время для международных ритейлеров в России прошло. Все больше мировых брендов не выдерживают убыточной операционной деятельности и закрываются после 5-10 и более лет работы на рынке. А помните, как все начиналось?

Третьяковский проезд
Третьяковский проезд

Одним из первых был финский Стокманн, проработавший в «Смоленском пассаже» более десяти лет. Потом, на волне роста количества качественных торговых центров, в Россию хлынули все ведущие мировые ритейлеры - Zara, Gap, H&M, Uniqlo и компания. Столешников переулок, Третьяковский проезд, ГУМ и ЦУМ заполнили сотни брендов класса люкс. Ставки на стрит-ритейл в Москве выросли до небес и почти дотянулись до звезд. В рейтингах привлекательности для развития международных брендов Москва регулярно входила в топ-5 мировых столиц. Казалось, еще немного и по числу представленных марок российская столица догонит Лондон, Париж и Нью-Йорк.

Но после кризиса 2014 года все быстро поменялось. Доходы россиян начали снижаться, а вслед за ними и потребительская активность. В торговые центры стали ходить реже. Тут еще и курс российского рубля совершил крутое пике. Для международных брендов настали сложные времена. Накануне стало известно, что из России уходит британский Next, проработавший на рынке 13 лет.

Next
Next

Эксперты начали говорить о финансовых проблемах, которые компания испытывала в России уже третий год подряд. Но на самом деле, это большая тенденция. Вспомним, что с начала года с рынка уже ушли Intersport и Athlete'sFoot. Тот же Stockmann, хотя и продолжает работу в России, фактически лишился своих финских корней, и это уже совсем другая история.

Media Markt
Media Markt

В прошлом году на рынок вышли лишь 24 бренда против 37 годом ранее. А на пике активности их число за год превышало 60. Зато неудовлетворенных финансовыми показателями в России становится все больше. В 2018 году Россия потеряла Media Markt и Castorama, свои магазины закрыли Motivi, Claire's, Crate& Barrel, новый формат Lillapois свернула Auchan Group. Всего страну покинули 12 международных брендов. Ранее на значительное сокращение розничной сети пошел Adidas, ряд компаний начал развиваться в уменьшенном формате.

В 2017 году из России ушли пытавшийся конкурировать с «Детским миром» SMYK, С&A, Debenhams, Mamas&Papas и Mexx, в лучшие годы входивший в число самых популярных фэшн-брендов среди российских потребителей. Да, кстати, есть и хорошие истории с продолжением. Сегодня, 1 марта, Mexx возвращается в Россию. Официальный старт продаж состоится в интернет-магазине Wildberries.

Mexx
Mexx

Ну а что касается сложностей в работе в России, череда закрытий продолжится до тех пор, пока ситуация с покупательской способностью россиян всерьез не изменится. Осталось понять, кто следующий? Может быть, терпящий крах британский Hamleys?

Пожалуй, на его место в ЦДМ на Лубянке есть один претендент.

Понравилось? Интересно о брендах на сайте www.next-brands.com