Как "Русское чудо" связало Европу и Азию

В 1870 году на заседании статистического комитета РГО большинство его членов предлагали построить мост через Волгу у Нижнего Новгорода или Казани.

Во второй половине 19 века русские железные дороги вышли к Волге. Правительство отдавало себе отчет в том, что прокладывать дороги в Центре – это одно, а для строительства железнодорожных путей в Заволжье необходима целая система, способная соединить в единое целое Запад и Восток. Для этого были необходимы совершенно иные инженерные решения и капиталовложения. Но затраты того стоили.

«Соприкасаясь в нескольких местах с Волгою, рельсовые пути как будто не решаются перешагнуть через неё. А между тем, за Волгою находятся местности, славящиеся своими неисчислимыми минеральными богатствами», – потирали руки русские предприниматели.

В 1870 году на заседании отделения статистики Русского географического общества обсуждался вопрос о строительстве Сибирской железной дороги. Мнения членов статистического комитета разделились - вести дорогу через Нижний Новгород или Казань. Однако у русского картографа и статистика Михаила Иосифовича Мусницкого было иное мнение.

«Мы имеем центр промышленности в Москве, куда собрались, как к сердцу, все дороги России. Неужели же мы не можем на Волге нигде найти такого пункта, откуда, как из центра, пошли бы дороги по всем направлениям, и служили бы России такую же службу, как разные притоки Волги», - убеждал Мусницкий членов РГО.

На вопрос, о каком пункте на Волге идёт речь и где необходимо построить мост, Михаил Иосифович ответил: «Этим пунктом должна стать Самара, а мост через Волгу следует строить в районе Сызрани».

Идея Мусницкого – одного из потомков князя Засекина, строителя Самары - впоследствии и была воплощена в жизнь. Мост связал Европу с Азией и предопределил становление Самары (Куйбышева) как одного из промышленных центров страны.