Правило Бещева

02.05.2018

Начальник Куйбышевской железной дроги Борис Павлович Бещев
Начальник Куйбышевской железной дроги Борис Павлович Бещев

В июне 1942 года на должность начальника Куйбышевской железной дороги назначили Бориса Бещева. Борису Павловичу приходилось работать жёстко, порой жестоко. Но спрашивать с подчинённых он имел полное право.

В хаосе первых месяцев войны железную дорогу накрыла волна катастроф и несчастных случаев. Что поделать - человеческий фактор, скажете вы. Но в те времена, слава Богу, не додумались объяснять неудачи этой либеральной формулировкой. Иначе проиграли бы войну. Сталинские управленцы чётко знали: любая проблема имеет имя, отчество, фамилию и должность. И работали с "проблемой" всеми имеющимися средствами.

Жёсткий стиль управления нового начальника дороги, в конце концов, дал свои положительные результаты. После 42-года число катастроф снизилось в разы, а это значит, что фронт получал всё необходимое вовремя и в полном объёме. Но догадывался ли кто-нибудь, чего стоило Бещеву ежедневно на свой страх и риск принимать стратегические решения?

Смертельный селектор

Эшелоны с воинскими грузами прекратили движение на фронт - кончился уголь. И Бещев принимает решение: уголь, предназначенный для Магнитки, передать нуждающимся в топливе составам. Приказал - подчинённые приказ выполнили.

Арестовывать Бещева пришли два полковника госбезопасности. Борис Павлович на предложение проследовать к выходу ответил отказом:

«Товарищи, я нахожусь на государственной службе, о вашем визите я должен доложить Наркому Путей Сообщения товарищу Кагановичу».

И начались напряжённые телефонные переговоры. Каганович позвонил Берии с просьбой отменить приказ об аресте. Однако Лаврентий Павлович, что называется, "закуси удила" - арестовать!

Но Каганович был не просто Народным Комиссаром Путей Сообщения, а, на минуточку, членом Политбюро ЦК КПСС. Очень серьёзным человеком. И своих не выдавал. Даже Берии. Каганович подключил к разговору Сталина и объяснил ситуацию.

В течении 30 минут с начальником Куйбышевской железной дороги общались первые лица государства. Сотрудники госбезопасности стояли по стойке смирно с белыми лицами. Мыслимо ли? Человек, которого они пришли арестовывать, разговаривает с Верховным главнокомандующим!

В конце концов Иосиф Виссарионович разобрался и приказал: "Бещева отпустить".

Хладнокровие, выдержка Бориса Павловича запомнились Сталину и Кагановичу. И позже за успешное выполнение задачи по снабжению войск под Сталинградом Бещев получил благодарность Верховного главнокомандующего. А в 1948 он стал Министром путей сообщения СССР.

Друзья, если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Неизвестное в знакомом". Впереди много интересных историй!