Для бизнеса. Как выбрать SMM-специалиста

Вопрос, как выбрать подходящего специалиста для бизнеса, для многих актуален. Дабы дать вам полную картину, я провела небольшой опрос среди коллег, пролистала выставленные вакансии и обобщила найденные сведения. И вот итог.

Внимание! Список субъективен и основан на личном опыте и мнении автора.

1. Обещания и гарантии

У бизнеса есть только один критерий эффективности - продажи. В нашем случае - лиды. В чем отличие, спросите вы? Все просто.

Лид - это целевое действие: звонок, заполнение анкеты, предоставление e-mail, переход на страницу и т. д.

Не всегда лид переходит в продажу, и в этом не всегда вина СММщика. Возможно, плохо сработал отдел продаж или сайт не закрывает возражения, а еще в офисе могут банально не взять трубку или на складе не окажется нужного товара.

Был в моей практике вот такой случай.
Попросили настроить разовую РК на сайт. Чтоб, значит, с лидами. Со звонками.
Я набрала телефон рекламодателя, чтобы проверить коммуникацию: как снимут трубку, как расскажут об услуге, что предложат в дополнительную продажу. Но... я не дозвонилась. Ни через час, ни через два, ни через три.
Вести РК на сайт я отказалась - это был бы просто слитый бюджет.

Все, что будет предлагать и делать специалист, будет настроено на продажи. А предложить он может: создать или изменить страницу, что-то дополнить, что-то убавить, но всегда это будет аргументировано именно продажами, а не "красотой".

А вот если вам предлагают "создать страницу, потому что у всех есть" или "это изменить, это добавить, потому что это модно и красиво", т. е. продают вам "обертку" или "упаковку", а не реальную пользу, то смысла в такой услуге нет.

Вывод: хороший специалист знает, что главное продавать, а не постить котиков под самым модным фильтром. Он может применять соцсети в зависимости от поставленных задач: продажи, повышение узнаваемости бренда, повышение коммуникации. Но никогда не станет вести аккаунт ради самого аккаунта и выпускать пост ради самого поста.

2. Тестовое задание

Простое. За сложное и громоздкое специалист не возьмется - времени жалко. Но оно и не нужно, чтобы оценить уровень его компетенции.

Ищете копирайтера? Пусть напишет текст примерно на 500 знаков на заданную тему. Уже будут видны и связность мысли, и грамотность, и общее владение словом. СММщика? Покажите аккаунт, пусть расскажет в 2-3 словах, что следует изменить и зачем. Директолога? Задайте пару вопросов по теме.

Вывод: хороший специалист и "на коленке" сможет прикинуть какую-то базовую стратегию или написать более-менее годный пост.

3. Цена

Вот тут все интересно.

К сожалению, даже заплатив нормальную цену, есть шанс нарваться на не очень умелого СММщика. А вот при маленькой цене этот шанс усиленно стремится к 100 %.

Если у вас небольшой бюджет и не слишком сложные требования, можете потратить время и повыбирать среди талантливых новичков, которые собирают портфолио и много не просят. Но учтите, времени на отбор, хоть сколько-нибудь стоящего специалиста, вы потратите уйму.

Вывод: либо деньги и хороший специалист, либо время и талантливый новичок. Зависит от финансовых возможностей. Я же понимаю, что у малого и микробизнеса нет возможности выделить много ресурсов.

4. Кейсы

А здесь все сложно.

Все в один голос утверждают: "У хорошего специалиста в загашнике много-много кейсов". Только вот на самом деле... их нет! И сейчас я даже не о себе, бесприданнице обленившейся говорю, а о своих коллегах.

Несмотря большие опыт и стаж работы, у многих кейсы находятся в полуразобранном состоянии или же никогда не оформлялись, ибо некогда. Вот такие сапожники без сапог. Но в любом случае, они покажут вам и аккаунты, с которыми работали, и расскажут цели и пути достижения оных.

Условно говоря, такой ворох опыта и наработок можно считать "прото-кейсом", который можно предъявить миру.

Вывод: даже без красивого оформления у специалиста есть опыт и наработки, которые он вам с удовольствием продемонстрирует. Или без удовольствия, но все равно продемонстрирует.

5. Взаимопонимание

Вы ищете в команду человека, с которым вам будет комфортно работать, и с которым у вас будет одинаковое понимание целей, путей и времени их достижения. А ещё, у вас должны совпадать темпераменты или, если хотите, характеры. В идеале такой специалист обязан, хотя бы немного, понимать специфику вашего бизнеса.

Был у меня клиент, замечательный человек, с которым мы разошлись спустя две недели после начала сотрудничества, но общаемся до сих пор. Претензий друг к другу у нас нет, просто он холерик: очень активный, быстро воплощающий идеи в жизнь, энергичный и яркий. Мне, флегматику, было оооочень сложно поспеть за этим энергетическим фонтаном и "попасть в ритм". Это выматывало и морально и физически. Ему было сложно, потому что с его точки зрения, я была "тяжела на подъем" и "что тут думать, тут делать надо". Так и расстались.

Ничего страшного здесь нет, мы живые люди со своими характерами, достоинствами и недостатками.

Вывод: ищите человека, с которым вам будет комфортно. Комфорт - очень важная составляющая командной работы.

На что НЕ следует обращать внимание:

1. Наличие или отсутствие курсов

Для СММщика важно все время быть в теме, непрерывно находиться в среде коллег, постоянно учиться. В нашей среде все очень быстро меняется, и полгода бездействия и выпадения «из обоймы» могут очень сильно подкосить. В том же ФБ, например, что неделя, то обновление.

Наличие курсов, как и их отсутствие, ничего не говорит о человеке. Многие хорошие и, не побоюсь этого слова, топовые СММщики, никаких курсов не заканчивали. Все нарабатывалось непрерывным самообразованием и практикой, практикой и ещё раз практикой.

Есть отличные специалисты и среди выпускников курсов, но опять же, это говорит только о самом человеке, а не о том, что волшебный курс делает из любого студента СММщика-супергероя, поднимающего таргет одной рукой, а второй спасающего гибнущий аккаунт.

2. Пол, возраст, место жительства

Если вам нужен сотрудник на удаленку, то это очень незначительные параметры. Важны только компетенция и результат. Хотя, конечно, бывают случаи, когда нужны "мужская" или "женская" точки зрения. Однако думать, что какой-то пол умнее, а место жительства влияет на знания, неверно.

Наверное, вынесу ещё такое аспект, как этика. Хороший специалист не будет отзываться плохо о своих клиентах или как-то им вредить. Не будет использовать в корыстных целях конфиденциальную информацию. Не будет делать что-то, порочащее имя клиента и компании.

Понимаю, ситуации бывают всякие и некоторые явления требуют разглашения, например, невыплата зарплаты, нанесение материального или морального ущерба, урон репутации сотрудника, но это разговор особый.

Вывод: идеальный СММщик, это человек, настроенный на результат, а не на "красоту", который может подтвердить свой опыт и хотя бы немного разбирается в специфике вашего бизнеса. А еще он сходен с вами по темпераменту и обладает высокими моральными принципами. Но и цена такого специалиста будет немаленькой. Что ж поделаешь.
При небольших бюджетах и несложных задачах можно поискать талантливого новичка. Времени это займет больше, но деньги экономит.

P. S. Вопросы, дополнения и возражения прошу писать в комментариях.

P. P. S И да, хороший СММщик знает не только белые, но и "черные" и "серые" методы продвижения.

Всем море трафика и океан лидов :)

Подписка на канал дает + 100 к переходам на сайт, а лайк + 75 к конверсии:)