Какие доказательства существования Бога без места

09.04.2018

Одна из основ Веры — это убеждение в том, что Бог существует, не зани­мая места в пространстве. Это — один из важнейших вопросов в нашей Религии! Если кто-то считает, что Аллаh находится в каком-либо месте или занимает всё пространство целиком, то он является немусульманином, потому что противоречит основам Ислама.

Место — это ограниченная часть пространства (пустоты), которую занимает объект. Все объекты (и осязаемые, и неосязаемые) имеют свое место в пространстве. Одни объекты занимают больше места, другие — меньше. Это определяется их размерами. Все объекты имеют свои определенные параметры: длину, высоту, ширину, глубину, форму, строе­ние, цвет и т.д. Все объекты состоят из частиц. Самый маленький объект состоит из одной частицы, которая уже не делится1. Таким образом, только объекты занимают место в пространстве. Поэтому, если кто-то считает, что Бог занимает место, значит, он полагает, что Бог — это объект, который имеет такие параметры, как длину, ширину, высоту, толщину, форму, строение и так далее, а это — абсурд!

Бог — Создатель всех объектов и абсолютно не подобен им ни в чем. Он создал пространство и время. Он наделил каждый объект определенными параме­трами. Например, солнце — это тело, которое имеет определен­ные характеристики: размер, форму, строение, оно занимает место в пространстве. А то, что имеет такие параметры, несо­мненно, является созданным. Ведь оно не в состоянии наде­лить себя именно такими пара­метрами и нуждается в Создате­ле, Который создал его именно таким.

Аллаh Всевышний — Создатель всего. Он существует вечно без начала и абсолютно не меняется. Он был еще до создания пространства и после того, как Он его создал — не изменился, не стал занимать место и не нужда­ется в нем, как и прежде. Аллаh — Творец, Он меняет свои творе­ния, а Сам не меняется. Если бы Он изменялся, то нуждался бы в том, кто давал бы ему эти измене­ния, а нуждающийся в ком-либо не может быть Богом.

Рассуждая подобным образом, человек понимает, что Богу невозможно приписывать нахождение в каком-либо месте, так как это противоречит самой сути божественности. А также подтверждение того, что Бог существует без места, содержит­ся в религиозных текстах: Аятах Священного Писания и Хадисах Пророка Мухаммада, мир Ему.

В Священном Кур’ане (Сура «Аш-Шура`», Аят 11) сказано означающее:

«Нет ничего подобного Ему [Аллаhу]».

Пояснение: Этот Аят является самым ясным по смыслу из всех Аятов Мухкамат2. И одного этого Аята уже достаточно для того, чтобы доказать, что Аллаh не занимает места, не имеет объема и границ, не окружен чем-либо и не находится в каком-либо направлении. То есть Богу вообще не присущи никакие качества созданных. А если бы Аллаh занимал место в пространстве, то Он был бы подобен всем созданным объек­там, ведь все они занимают свое место, что явно противоречит сказанному в этом Аяте.

Имамы Аль-Бухарий, Аль- Байhакый и другие теологи пере­дали по достоверной цепочке Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, означающее:

«Аллаh был, и не было ничего, кроме Него».

То есть Аллаh существовал вечно без начала, и в вечности с Ним не было ничего. Не было воды, воздуха, земли, неба, Курсийя, ‘Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места, направ­лений, сторон и т.д. До создания пространства Аллаh существо­вал, без места и после создания пространства Он существует без места. Он дал пространству бытие, но Сам Он не нуждается в том, чтобы занимать место.

Все мусульманские ученые единодушны в том, что Созда­тель существует без места. Это иджма’ 3 передали такие ученые как великий имам историк факыh Абу Мансур Аль-Багдадий, имам обеих священных мечетей (Аль-Харамайн) Аль-Джууайний, имам Ар-Разий и многие другие. Например, Абу Мансур Аль-Багдадий в книге «Аль-фарку байналь-фирак» написал означающее:

«И единогласны [ученые Аhлюс-Сунна] в том, что Аллаhа не окружает простран­ство, и Он не связан со време­нем».

Великий имам ‘Али, да будет ему милость Аллаhа, говорил означающее:

«Аллаh существо­вал, и не было места, и сейчас [после того, как Он создал место] Он существует таким же, как и был [т.е. без места]».

Имам Аль-Байhакый в книге «Аль-Асма’у уас-съыфат» писал: «В доказательство того, что Аллаh существует без места, некоторые мусульманские ученые приводи­ли слова Пророка Мухаммада, мир Ему означающие:

«О, Аллаh! Ты — Аз-Зъаhир4. и Тебе не присуще «над»; Ты — Аль-Батъын5, и Тебе не присуще «под». Имам Аль-Байhакый объяснил этот Хадис так: «Кому не присуще ни «над», ни «под», Тот существует без места».

Один из ученых первых веков со времен Пророка Мухаммада, мир Ему, имам Абу Джа’фар Ат-Тахауий (умер в 321 г. h.) сказал:

«Всевышнему не присущи границы, пределы, углы и органы, как большие, так и малые. Не окружают Его шесть направлений6, которые окружают всех созданных».

Другой богобоязненный теолог и благочестивый суфий имам Ахмад Ар-Рифа’ый сказал прекрасные слова о нашем Создателе:

«Наивысшее знание об Аллаhе — верить и признавать, что Он существует без образа и без места».

Еще один великий ученый имам Аль-Газалий сказал:

«Аллаh не занимает места в пространстве и не зани­мает всё пространство».

Также великий имам Джалялюд- дин Ас-Съуютъый в своей книге «Аль-Хасъаисъ Аль-Кубра» сказал:

«Аллаhу абсолют­но не присущи качества созданных. Он — не тело и не свойство, Его Речь — не звуки, Ему не присуще движение, и Его не охватывает простран­ство».

Все мы знаем без сомнения, что Аллаh существует, не занимая места в пространстве. Этот вопрос для нас предельно ясен.

Очень важно хорошо знать умственные доказательства и доказательства из религиозных источников того, что Бог существует без места. Тогда вы сможете научить других людей этой истине и объяснить этот вопрос тем, кто заблуждается.

Воистину, Ислам — это Религия ниспосланная Богом, и эта Рели­гия драгоценна для всех нас, так как она дает нам знать Истину. Мы — мусульмане, последователи Пророка Мухаммада, мир Ему.

__________________________________________________

  • на арабском языке «джауhаруль-фард»
  • Аяты с явным смыслом, которые не требуют дополнительного толкования
  • единогласная позиция исламских ученых (иджма’)
  • Аз-зъаhир — т.е. все, что вошло в бытие, доказывает существование Аллаhа, Который превыше всех недостатков.
  • Аль-Батъын — т.е. Его сущность не постижима разумом и Его невозможно представить ни в мыслях, ни в иллюзиях.
  • Шесть направлений — это вверху, внизу, справо, слево, впереди и сзади.