Фашистские «самураи»: секретная эскадрилья лётчиков-камикадзе

22 March 2018

Принято считать, что лётчики-камикадзе использовались только Японией во время Второй мировой войны, но это не так. Главный союзник Страны восходящего солнца и претендент на мировое господство — гитлеровская Германия также проводила работу в этом направлении.

У немецкой люфтваффе была своя собственная эскадрилья для проведения тотальных операций — Зельбстопфер. Это было секретное подразделение под кодовым именем «эскадрилья Леонида». Проект назвали в честь предводителя спартанцев — царя Леонида, не щадящего себя в сражении при Фермопилах, а с немецкого название переводилось как «самопожертвование».

Идея создания

Согласно историческим источникам, «крестной матерью» этого проекта стала Ханна Райч — одна из знаменитейших летчиц Третьего рейха. Будучи истинной арийкой и ярой нацисткой именно она зимой 1944 года подкинула Гитлеру идею использовать управляемые ракеты пилотируемые живыми людьми. В качестве обоснования приводился успешный опыт японцев-камикадзе, своими жертвами потопивших немало американских кораблей.

Гитлер поддержал идею и выделил средства на развитие проекта. Подразделение Зельбстопфер официально вошло в состав воздушной эскадры бомбардировщиков люфтваффе.

Подготовка камикадзе и боевых машин

Идеологическая машина гитлеровской Германии работала во всю мощь, и вскоре удалось собрать и психологически подготовить около сотни курсантов. Фанатично преданные делу фюрера молодые люди даже подписывали официальную справку, по которой соглашались отдать свою жизнь во имя нации и вождя.

Для плодотворного самопожертвования оставалось лишь подобать подходящий инструмент. Здесь мнения руководителей рейха разделились.

Изначально было запланировано применение реактивных самолетов «Физелер-103» по сути, являвшихся управляемой ракетой «Фау-1» — знаменитым немецким «оружием возмездия».

Пилотируемый вариант крылатой ракеты «Физелер-103»
Пилотируемый вариант крылатой ракеты «Физелер-103»

Однако полковник Вернер Баумбах, командующий воздушной эскадрой, отдавал предпочтение проекту «Мистель».

Проект «Мистель»
Проект «Мистель»

Этот авиационный комплекс состоял из двух самолетов, располагающихся один над другим и объединенных в общую конструкцию. Нижний самолет, до отказа нафаршированный взрывчатым веществом, представлял собой крылатую бомбу. Комплексом управлял расположенный сверху пилотируемый самолет-носитель, отсоединяющийся после наведения на цель.

Справедливости ради стоит отметить, что в обоих случаях: и в комплексе «Мистель», и при пилотировании начиненного взрывчаткой самолета-ракеты «Физелер-103» у летчика имелись пусть и небольшие, но все-таки шансы спасти свою жизнь.

В отличие от японцев-камикадзе немцы предпочитали практичный подход и не хотели терять пилотов понапрасну. Из-за нехватки ресурсов и времени летательные аппараты не были доработаны до конца, поэтому то и дело выходили из строя даже во время испытаний.

Кроме этих двух вариантов, Ханна Райч предложила использовать для перехвата вражеских военных кораблей реактивный «Мессершмитт Me 328». Она предложила использовать истребитель на манер надводной торпеды для ударов по вражеским судам. К ее предложению прислушались, Райч была опытным пилотом и лично проводила испытания реактивных перехватчиков той поры.

Крах программы

Впрочем, масштабные планы так и не воплотились в реальность. Гитлеровцы так и не успели как следует доработать реактивные самолеты, а начавшееся переоборудование обычных винтомоторных истребителей в «летающие бомбы» так и не было доведено до конца.

По сведениям сохранившихся архивов, при боях за Берлин эскадрилья Зельбстопфер потеряла в самоубийственных атаках около сорока самолетов, однако существенного урона войскам союзников нанести не удалось.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!