Красный барон — ас из асов великой войны

Первая мировая война стала эпохой становления и развития военной авиации. Именно в этот период формировались основы воздушного боя. Лучшие пилоты Англии, Германии, Франции и России оттачивали в небесных просторах искусство высшего пилотажа. Наградой была победа.

В это время впервые появилось понятие воздушный ас: опытный летчик, сбивший не менее пяти самолетов врага. Лучшим и самым результативным асом Первой мировой по праву стал Манфред Альбрехт Фрайхерр фон Рихтгофен по прозвищу «Красный барон».

Манфред фон Рихтгофен
Манфред фон Рихтгофен

Из седла в небеса

Манфред Рихтгофен происходил из благородного немецкого дворянского рода. Возмужав, он избрал военную карьеру. Юноша поступил в кавалерию и встретил Первую мировую войну в седле. Манфред успел поучаствовать в нескольких сухопутных сражениях, но затем его судьба резко изменилась.

Рихтгофен познакомился со знаменитым асом Освальдом Бёльке и твердо решил стать авиатором. Небо стало для него смыслом жизни.

Воздушную карьеру Манфред начинал в разведывательной авиации, однако к августу 1916 года усовершенствовал пилотаж и был приглашен Бёльке в Истребительную эскадрилью 2 (Jagdstaffel 2).

Буквально через месяц Манфред в воздушном бою сбил первого противника, тем самым начав череду блистательных побед. Первое время он летал на истребителе Albatros D.II. Именно на этой машине 23 ноября 1916 года он одержал победу над опытным английским пилотом Лано Джорджем Хоукером.

На машинах серии Albatros различных модификаций Рихтгофен совершил большинство своих побед, а осенью 1917 года получил свой знаменитый Fokker Dr.I. Триплан, выкрашенный в ярко-алый, стал символом Красного барона.

Триплан Fokker Dr.I
Триплан Fokker Dr.I

Красный — свои

По мере повышения мастерства Манфреда, рос и авторитет летчика. Зимой 1917 года командование доверило ему руководство Истребительной эскадрильей 11 (Jagdstaffel 11). В этом подразделении летали многие талантливые пилоты Первой мировой войны. Там же вместе с Манфредом служил его брат Лотар Рихтгофен.

По воспоминаниям современников, в окраске самолетов эскадрильи Рихтгофена было принято использовать красный цвет. Все истребители, а не только боевая машин Красного барона, имели на крыльях и фюзеляже алые детали. Таким способом пилоты ясно отличали друзей от врагов в пылу воздушного боя

Подразделение Jagdstaffel 11 — «Воздушный цирк»
Подразделение Jagdstaffel 11 — «Воздушный цирк»

Возможно за яркую расцветку или за то, что эскадрилья, постоянно перемещающаяся по всему театру военных действий, на новом месте сразу разворачивала палаточный городок у взлетной полосы, подразделение Рихтгофена прозвали «Воздушный цирк».

Багряный апрель красного барона

Несмотря на забавное прозвище, 11-я эскадрилья истребителей была крайне эффективной. Весной 1917 года «Воздушный цирк» Рихтгофена устроил для английской авиации «багряный апрель». В течение месяца немецкие асы нанесли противнику колоссальный урон, один Красный барон за этот период лично сбил более двух десятков самолетов.

Летом того же года Манфред Рихтгофен получил тяжелое ранение в голову в воздушном бою. Спустя несколько недель он с трудом оправился, но до самого конца страдал от сильных мигреней. По воспоминаниям однополчан после ранения Красный барон сильно изменился — стал хуже оценивать обстановку в бою.

Воздушная легенда

После инцидента командование поставило фон Рихтгофена во главе Истребительной эскадры 1 (Jagdgeschwader I), ее составляли 4, 6, 10 и 11 эскадрильи. К началу 1918 года на счету Красного барона было уже более шестидесяти воздушных побед. Среди военных летчиков Первой мировой он прослыл настоящей легендой.

Красный барон — Манфред фон Рихтгофен
Красный барон — Манфред фон Рихтгофен

В штабе считали, что гибель великого аса нанесет армии Германии тяжелый моральный удар, поэтому Манфреду предлагали уйти на покой. Легендарный летчик отказался и продолжил участвовать в воздушных боях. Скорее всего Красный барон не мог даже допустить мысль о старости и смерти в собственной постели.

Весенним днем, 18 апреля 1918 года, Манфред Рихтгофен был смертельно ранен в воздушном бою на севере Франции. Уже теряя сознание, он успел посадить свой самолет.

Сбитый истребитель Красного барона
Сбитый истребитель Красного барона

Со всеми военными почестями его похоронили враги — австралийские солдаты. В той войне никто так и не побил рекорд Красного барона, он навсегда остался лучшим асом Первой мировой.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
Последняя цель пылающего бомбардировщика — бессмертный подвиг Михаила Ююкина
Сражение по уши в грязи — самая бестолковая кампания Первой мировой