Крутень и его истребители: первым делом — самолёты!

Слава ВВС России зарождалась в годы Первой мировой войны, когда летчики, осваивая небо над полями сражений, методом проб и ошибок, а часто и ценой собственной жизни, изобретали приемы ведения воздушного боя.

Одним из первых воздушных витязей (борт его «Ньюпора» украшал богатырь Илья Муромец) был Евграф Николаевич Крутень. Талантливый пилот вошел в историю как родоначальник тактики истребительной авиации.

Самолеты Nieuport и Евграф Крутень
Самолеты Nieuport и Евграф Крутень

Поднимаясь в небеса

Евграф был сыном потомственного дворянина и офицера. Этот факт определил его дальнейший жизненный путь. Юношей он окончил кадетский корпус, затем артиллерийское училище и отправился служить Отечеству.

Крутеня направили в конную артиллерию, там молодой офицер постепенно дослужился до чина поручика. Казалось, дальнейшая карьера предопределена, но судьбу изменил счастливый случай.

В 1913 году в военном округе, где служил Евграф Крутень, проходили маневры, и перспективного офицера выбрали для отработки взаимодействия артиллерии и авиации. В те времена самолеты играли роль разведчиков-наблюдателей, используясь для картографирования, контроля перемещений врага и корректировки огня артиллерии.

Первый полет стал для Крутеня настоящим откровением (он поднялся в небо вторым членом экипажа в качестве летного наблюдателя). Евграф Николаевич загорелся воздухоплаванием и решил во что бы то ни стало научиться управлять самолетом.

Зимой 1914 года он добился отправки в Гатчинскую военную школу и отлично закончил ее, буквально перед выпуском исполнив на учебном самолете петлю Нестерова, о которой мог только мечтать год назад.

Тем временем началась Первая мировая, пилот-выпускник отправился на фронт.

Практика и теория

На войне Евграф Николаевич Крутень первое время выполнял разведывательно-бомбардировочные задачи, в чем весьма преуспел. Однажды он даже организовал ночную атаку немецкой военной базы. Однако уже через год, в 1915, стало очевидно, что Россия сильно уступает остальным державам по организации и оснащению воздушного флота.

Для господства в воздухе в действующих частях не хватало современных самолетов и вооружения. Крутень проявил еще один талант — публицистический. Пилоту удалось собрать и напечатать материал, в котором он проанализировал состояние российской военной авиации.

Nieuport 17, один из самолетов Евграфа Крутеня
Nieuport 17, один из самолетов Евграфа Крутеня

К его мнению стало прислушиваться командование — Крутеня поставили во главе авиационного отряда. А 30 июля 1915 года на своем аэроплане «Ньюпор XI» он уничтожил свой первый вражеский самолет.

С целью обмена опытом весной 1916 года Евграф Николаевич был откомандирован на московский авиазавод, где смог напрямую пообщаться с инженерами-конструкторами. Возвратившись в часть, Крутень стал продвигать идею создания отдельных истребительных соединений. Предложение было одобрено штабом, и инициативного офицера назначили командиром нового 2-го Авиационного отряда истребителей.

Правильная организация — это хорошо, но практические боевые наработки еще важнее. Осенью того же года Крутень, вместе с товарищами — боевыми летчиками, отправился на курсы повышения квалификации по союзническому договору в Англию, а затем во Францию.

Евграф Николаевич окончил ускоренный курс и поступил на стажировку в действующую авиачасть Западного фронта. Он сражался в знаменитой Эскадрилье 3 «Аисты» под командованием Феликса Брокара. В небе над Европой Крутень сбил как минимум три самолета противника, за что и был награжден французским крестом.

Самолет 3-й Эскадрильи с эмблемой на борту
Самолет 3-й Эскадрильи с эмблемой на борту

В 1917 году, возвратившись из командировки, штабс-капитан Крутень продолжил командование отрядом истребителей и храбро сражался с врагом на Западном фронте. Он сбил еще три самолета противника.

В бою Крутень использовал очень эффективный маневр: заходя на врага, он атаковал его из мертвой зоны — сзади и снизу. Для получения тактического преимущества он предлагал использовать воздушные двойки — пары самолетов, прикрывающие друг друга в бою.

Кроме исполнения своих прямых служебных обязанностей, Евграф Николаевич нашел время для написания серии книг и заметок для пилотов: в своих трудах он изложил основы ведения воздушного боя и указания летчикам-истребителям.

Евграф Николаевич Крутень ушел из жизни 19 июня 1917 года — самолет, которым он управлял, неожиданно попал в штопор и разбился о землю.

Обломки самолета Евграфа Крутеня
Обломки самолета Евграфа Крутеня

В честь героя одну из эскадрилий назвали «Авиагруппой имени Крутеня».

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
Красный барон — ас из асов великой войны
Оптические иллюзии в Первой мировой войне. Что такое ослепляющий камуфляж