51 259 subscribers

Легендарный Чесменский бой — как русская эскадра победила превосходящий в два раза турецкий флот

6,8k full reads
8,2k story viewsUnique page visitors
6,8k read the story to the endThat's 83% of the total page views
5 minutes — average reading time

С началом очередной русско-турецкой войны 1769 года императрицей Екатериной II было принято решение послать в Средиземное море корабли Балтийского флота. Цель похода заключалась в попытке вытянуть из Черного моря турецкий флот, чтобы мог строиться еще только зарождающийся российский Черноморский флот.

Летом 1769 года из Кронштадтской гавани была отправлена эскадра Балтийского флота, состоящая из 7 линейных кораблей, одного фрегата, одного бомбардирского корабля и нескольких вспомогательных судов. Командовал эскадрой адмирал Григорий Андреевич Спиридов.

В конце ноября разрозненные в пути суда собралась в порту Порт-Магон. Сюда же прибыл граф Федор Орлов, который привез высочайший указ о назначении своего брата Алексея главноначальствующим над всеми морскими и сухопутными войсками в этом районе.

В начале 1770 года часть эскадры была послана за адмиралом Алексеем Орловым в Ливорно, с ней Орлов совершал рейд по прибрежным турецким городам. В мае эскадра Спиридова соединилась с посланной в октябре из Кронштадта эскадрой адмирала Эльфинстона. В июне граф Орлов по прибытии к эскадре поднял вымпел флагман-адмирала на корабле «Три иерарха».

Бой у острова Хиос

23 июня днем флот османов из 16 судов был обнаружен в Хиосском проливе. Утром следующего дня 9 русских кораблей атаковали стоящих на рейде турок.

Авангард, которым командовал адмирал Спирин, принял бой с передовыми кораблями турецкой эскадры.

И. Айвазовский. Битва в Хиосском проливе
И. Айвазовский. Битва в Хиосском проливе

Флагман Спирина, корабль «Святой Евстафий», дрался одновременно с тремя кораблями турок. На судне вместе со Спириным находился и Федор Орлов. С перебитыми мачтами и реями судно стало течением сносить на горящий турецкий корабль, флагман турецкого капудан-паши. Горящая мачта турецкого судна упала на «Евстафий», он тоже загорелся. Огонь попал в открытый пороховой погреб, и корабль взорвался. Через 10 минут взорвался и турецкий флагман. Адмиралу Спирину и Федору Орлову чудом удалось спастись.

Османский флот отступил под прикрытие крепости в Чесменскую бухту. Российские корабли получили сигнал закрыть выход из бухты, встав на якоря.

Чесменский бой

Собравшийся военный совет принял решение сжечь запертый турецкий флот. Ночью, под прикрытием четырех атакующих линейных кораблей и двух фрегатов, пустить на турок брандеры.

Неизвестный художник. План Чесменского сражения
Неизвестный художник. План Чесменского сражения

Втайне приготовили четыре брандера (небольшие суда, начиненные порохом) — суда под них отдали местные греки. Снарядить брандеры (установить систему запалов и зарядов, связанную воедино), было поручено Ивану Ганнибалу, сыну «арапа Петра Великого», будущему командующему Черноморским флотом. Командирами на них вызвались по собственному желанию: капитан-лейтенант Дугдал, лейтенанты Макензин и Ильин, мичман князь Гагарин. Эти люди должны были запалить фитиль, убедившись в том, что брандер идет точно на цель, и только после этого покинуть судно.

Весь следующий день обстреливали турецкий флот, готовя брандеры. У турок была возможность с попутным ветром попытаться вырваться из бухты, но капудан-паша был уверен в том, что ему удастся отразить атаки русских. Превосходство в артиллерии было на стороне турок.

Ночная атака брандеров

В полночь 26 июня подняли сигнал к атаке. Линейный корабль «Европа» первый пошел в атаку. Дойдя до определенного на военном совете места, бросил якорь, открыв огонь по неприятелю.

Вслед за ним на своих местах заякорились и открыли огонь остальные участвовавшие в атаке корабли. С «Ростислава» огнем артиллерии подожгли новый флагман капудан-паши.

В половине второго ночи был дан условленный сигнал «запустить брандеры на неприятельский флот». Чтобы случайно не попасть в брандеры, обстрел с русских кораблей был прекращен. Неприятельский строй освещали два горящих турецких корабля.

И. Айвазовский. Чесменский бой
И. Айвазовский. Чесменский бой

Первая атака брандера капитан-лейтенанта Дугдала не дала результата. Командир поджег фитиль и бросился в воду, но брандер не выполнил задачу, не дойдя до турецкого корабля.

На втором брандере лейтенант Дмитрий Ильин, подойдя вплотную к кораблю турок, зажег фитиль, воткнул его в корпус судна, и, пересев в шлюпку, отошел на безопасное расстояние. Пожар, перекинувшийся с этого корабля на остальные суда, спустя некоторое время уничтожил практически весь османский флот.

Из двух других брандеров один сел на мель, другой, под командой князя Гагарина, поджег корабль турок. К пяти часам утра флот турок был полностью уничтожен. Несколько оставшихся покинутых турками кораблей вывел из пожара капитан-лейтенант Карташов. Были посланы шлюпки для спасения тонущих турецких моряков.

Победа флота, в два раза численно уступающего противнику, не имела аналогов в истории. Еще многие годы после этого русские корабли контролировали ситуацию возле Дарданеллов, принимая решения о пропуске судов Турции через пролив.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!