«Не тронь меня!» — уникальная зенитная батарея ВМФ СССР на обороне Севастополя

22.06.2018

Сразу после начала Великой Отечественной войны командованием Черноморского флота было решено создать пункт дальнего наблюдения за воздушным пространством в районе Севастополя. В процессе реализации плана пришла мысль о создании плавучей батареи, скомпонованной на базе средней части корабля, который до войны использовали в качестве стенда для торпедной стрельбы.

Идея нашла поддержку и была одобрена в Главном штабе ВМФ и Наркомате обороны.

Непотопляемая платформа

Батарея представляла собой плавающую платформу прямоугольной формы 40 на 20 метров, высотой 15 метров, с осадкой 8 метров. По сути, это была обрезанная часть огромного корабля, не имеющая собственной силовой установки и практически непотопляемая (из-за системы противоминных переборок). Именно по этой причине ее и вывели в море.

Зенитная батарея «Не тронь меня»
Зенитная батарея «Не тронь меня»

В августе 1941 года флот принял новую боевую единицу под статусом «отдельная ПЗБ № 3». В середине августа батарею отбуксировали на место стоянки севернее Херсонесского маяка.

На ней смонтировали артиллерийские установки, состоящие из двух 130-мм орудий, четырех зенитных 76-мм пушек, трех 37-мм автоматических пушек, и двух пулеметов.

Платформу выкрасили камуфляжным рисунком. Вначале ее прозвали «Коломбина», а через короткое время — «Не тронь меня!». Такое называние носила артиллерийская батарея Севастополя в Крымскую войну 1854 года. Экипаж в 130 человек располагался в жилых кубриках.

Боевое крещение

Когда платформа прибыла на место наблюдатели почти сразу обнаружили группу немецких бомбардировщиков, заходящих на постановку магнитных мин во входном фарватере. Огнем батареи строй нарушили, один «юнкерс» упал в море.

Плавучая зенитная батарея
Плавучая зенитная батарея

Первое время батарея выполняла свои задачи в штатном режиме, но ее положение было не слишком удачным. В штормовую погоду платформа начинала дрейфовать, срываясь с якорей. К тому же её следовало охранять от немецких субмарин.

С другой стороны, следовало непрерывно прикрывать аэродром морской авиации — летчики стали жаловаться на отсутствие должной противовоздушной защиты. Немецкие пилоты очень часто атаковали аэродром, а отсутствие хода делало батарею крайне уязвимой для авиации немцев.

Новое место

Платформу было решено отбуксировать ближе к аэродрому, в Казачью бухту. Немцы сначала достаточно скептически отнеслись к эффективности противовоздушных способностей батареи, продолжая атаки аэродрома и попытки минирования фарватера. Однако вскоре огонь артиллеристов заставил их изменить отношение к нашим зенитчикам.

Почти год батарея прикрывала входной фарватер Севастопольской бухты и Херсонесский аэродром, при этом никто из экипажа не был убит или ранен.

Разрушенный порт Севастополя
Разрушенный порт Севастополя

20 мая 1942 года произошел крупный вражеский налет — участвовало до 10 бомбардировщиков под охраной истребителей. Один «юнкерс» был сбит и упал возле батареи.

Орудия 130-мм калибра приказали снять и передать в береговую артиллерию. Батарея продолжала выполнять свою задачу по обороне аэродрома и фарватера.

Последний бой

19 июня 1942 года батарею атаковали два пикирующих бомбардировщика Ю-88. Один был сбит, но второй с высоты около трехсот метров сбросил две бомбы. Они разорвались по левому борту и между орудиями. Были убиты и ранены многие члены экипажа, в том числе командир — капитан-лейтенант Сергей Мошенский.

Батарея прекратила свое существование, став одной из страниц Великой Отечественной. За годы войны батарея сбила 22 немецких самолета и отразила 499 воздушных атак. Оставшийся в живых экипаж был влит в отряды морской пехоты.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
Первый черноморский — сокрушительный контрудар Григорьевского десанта в 1941 году
Ягнёнок против тигра — неравная схватка советского ледокола и тяжелого крейсера кригсмарине