Немцы называли его «Зеленый призрак» — как неуловимый бронепоезд громил врага

Осенью 1941 года немцы предприняли попытку захватить Севастополь с ходу. Не сумев этого сделать, немецкое командование приняло решение после перегруппировки изменить направление удара. Севастопольский укрепрайон предполагалось вскрыть в районе реки Бельбек и Северной бухты.

В структуру обороняющих Севастополь войск на этом участке входила железнодорожная ветка, являвшаяся частью общего мощного укрепрайона и предназначенная для организации его жизнеобеспечения.

В качестве передвижной артбатареи в октябре 1941 года на Морском заводе был построен бронепоезд, вошедший в состав войск под литерой № 5 и названый «Железняков».

Бронепоезд был построен в короткие сроки в условиях тяжелых условиях осады. Он не был типовым, то есть изготовленным по проекту. Вся система броневой защиты, вооружения и тяги была впервые предложена и выполнена заводскими инженерами.

Броневой поезд № 5 («Железняков»)
Броневой поезд № 5 («Железняков»)

Устройство

Бронеплощадки монтировались на базе четырехосных 60-тонных платформ. Броневые листы приваривались в два слоя внахлест к швеллерам. Между слоями заливался бетон.

Каждый каземат был оборудован башней командного пункта и люком, позволяющим высадить десант. Толщина броневого листа в орудийных башнях составляла 6 мм. Наблюдательные пункты также были надежно защищены.

На бронепоезде имелась внутренняя связь. Наружная связь осуществлялась при помощи бортовой радиостанции.

Вооружение

Универсальными палубными 76-мм морскими орудиями можно было поражать наземные и воздушные цели. Зенитные орудия, в свою очередь, обстреливали наземные цели. Вооружение дополнили минометами и пулеметами ДШК.

Бронепоезд, выполняя функции передвижной батареи, мог вести стрельбу как прямой наводкой, так и по баллистической траектории.

Бронепоезд «Железняков»
Бронепоезд «Железняков»

В боях

Первый выход «Железнякова» для проведения боевой стрельбы по скоплению противника произошел в начале ноября у деревни Дубанкой. Десятью залпами были подавлены огневые точки и часть полевых укреплений. После обнаружения бронепоезд ушел в тыл.

В декабре 1941 года он в течение четырех часов вел артобстрел, обеспечив огневую поддержку 76-й бригаде морских пехотинцев.

В июне 1942 года на кордоне Мекензи им была атакована танковая колонна. Были подбиты головные и замыкающий танки, заблокировавшие движение колонны. Лишь появление авиации спасло ее от уничтожения.

Зеленый призрак

Немцы боялись бронепоезда, называя его «Зеленым призраком». Дело в том, что красноармейцы без устали наносили на него камуфляжные узоры. Благодаря защитной раскраске и умелым маневрам командования сухопутный броненосец мог практически незаметно прокрасться в скопление врага. После боя бронепоезд так же внезапно отходил.

Последние дни

К концу июня «Железнякова» перевели в Троицкий тоннель. Оттуда он более двух десятков раз выходил для совершения артналетов, в том числе и ночных.

26 июня немецкими бомбами были обрушены тоннельные своды. Скальные породы, рухнувшие на вторую платформу, наполовину вдавили ее в грунт. Первая бронеплощадка с паровозом через свободный выход еще несколько раз выходила из тоннеля для участия в боях.

Паровоз бронепоезда «Железняков»
Паровоз бронепоезда «Железняков»

В свой последний выход «Зеленый призрак» произвел лишь несколько выстрелов. Атакованный авиацией, он вошел обратно в тоннель, где был заблокирован заваленным выходом.

Команда бронепоезда в течение нескольких суток мужественно сопротивлялась немцам возле Троицкого тоннеля. В начале июля, сделав очередную попытку прорваться, остатки экипажа попали в плен.

Немцы восстановили бронепоезд, и какое-то время он даже воевал в составе вражеских войск. При отступлении из Крыма, нацисты его взорвали.

После войны паровоз отремонтировали, и он до конца 60-х годов эксплуатировался на Крымской железной дороге. Впоследствии из паровоза сделали памятник, который и сейчас стоит у Севастопольского вокзала.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
Подвиг танкистов — как легендарная «тридцатьчетверка» остановила гитлеровский бронепоезд
«Заамурец» — злосчастие броневой летучки