«Потаённое судно» Ефима Никонова — как крестьянин делал подводную лодку для Петра Первого

4,6k full reads
5,8k story viewsUnique page visitors
4,6k read the story to the endThat's 79% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

В 1825 году журнал «Московский телеграф» опубликовал статью отставного военно-морского офицера Василия Берха. В ней впервые была озвучена история о постройке прообраза современной подводной лодки.

Современный макет
Современный макет
Современный макет

Здесь же прозвучала доселе никому не известная фамилия конструктора аппарата — крестьянина села Покровское Московской губернии Ефима Прокофьева Никонова. Статья была написана на основе старых документов коллегии Адмиралтейства.

Челобитная царю Петру

В 1719 году императору Петру I подали челобитную от крестьянина Ефима Никонова. В ней автор предлагал сделать для военных целей некое судно, «которое на море, в тихое время, из снаряду будет разбивать корабли». Однако царь в силу занятости не ответил на челобитную.

Настырный крестьянин вновь отправил царю письмо, наконец дошедшее до Петра. Никонова доставили в Петербург, где он, прежде чем попасть к царю, побывал в Тайной канцелярии у Андрея Ивановича Ушакова. При расспросе он показал, что судно, которое он собирается сделать, «в воде будет потаенно» и «сможет подойти под самое дно противника», чтобы «распиловать и развертывать» (распилить и рассверлить) днище неприятельского корабля.

Предполагаемая конструкция «потаенного судна» Никонова
Предполагаемая конструкция «потаенного судна» Никонова
Предполагаемая конструкция «потаенного судна» Никонова

Работа на верфи

Никонова привезли к императору. После разговора с царем крестьянин отказался от идеи применения в конструкции артиллерийского орудия. От Петра он вышел уже «мастером потаенных дел» с заданием построить действующий образец, но не на море, а на Неве.

В начале 1720 года, по приказу генерал-адмирала Апраксина, Никонов был направлен в распоряжение Обер-сарваерской конторы делать модель своего «потаенного судна». Из казны ему были отпущены все необходимые материалы, в том числе 60 сосновых досок, 3 фунта медной проволоки, 3 кожи юхонтовые и прочее, что он затребовал для дела.

К изобретателю были приписаны для постоянной работы 10 плотников. Еще двое приходили по мере надобности. Начав работу в середине февраля, к марту они построили корпус судна.

Далее случилась остановка из-за оловянных досок, в которых необходимо было просверлить 5 тысяч отверстий диаметром с волос. К середине августа эту задачу решили.

Через год модель была закончена, о чем было доложено императору. Однако, будучи чрезвычайно занятым, Петр только в 1724 году приехал на испытания в Адмиралтейскую верфь.

Первые ходовые испытания

Порадовать императора Петра Никонов не смог. Судно спустили на воду, но оно бесконтрольно погрузилось в Неву. При ударе о подводный камень в корпусе образовалась пробоина.

Петр лично руководил спасательными работами. Судно достали, экипаж вместе с Никоновым спасли. Царь распорядился, чтобы работы по ремонту были закончены, и Никонову препятствий в работе не чинили.

Современный макет «потаенного судна»
Современный макет «потаенного судна»
Современный макет «потаенного судна»

Мастер приступил к ремонту и доработке судна, однако в январе 1725 года Петр скончался, и Никонов остался без главного покровителя.

Весной 1725 года провели очередные испытания перед адмиралом Апраксиным: судно три раза пыталось погрузиться под воду, но постоянно всплывало из-за непрерывных протечек в корпусе.

Закрытие проекта

Последнее испытание, прошедшее в 1727 году, также закончилось неудачно. Посчитав, что на постройку судна было потрачено слишком много казенных денег, проект закрыли. Мастера разжаловали в простые плотники и отослали на Архангельскую верфь.

К сожалению, не сохранилось чертежей судна Никонова. Никто точно не знает, как оно выглядело. Среди специалистов нет полного понимания даже в принципиальных формах конструкции. Кто-то говорит, что «потаенное судно» имело форму бочки. Другие утверждают, что конструкция была похожа на лодку с плоским днищем. Но, как бы то ни было, именно крестьянин Ефим Никонов первым попытался построить, пусть и неудачно, прототип подводной лодки.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!