Прошла огонь и воду: американская амфибия на службе в Красной армии

С началом Великой Отечественной войны «Закон о ленд-лизе», который был принят в США еще весной 1941 года и по которому сырье, вооружение и продовольствие получали несколько десятков стран антигитлеровской коалиции, стал действовать и в отношении Советского Союза. Осенью 1941 года первый транспорт с американским вооружением стали прибывать в Архангельск, Мурманск и Северодвинск.

Среди множества автомобилей, присланных по проекту взаимопомощи из США, особое место занимает легковой автомобиль «Виллис» и его различные модификации, в том числе автомобиль-амфибия «Форд-GPA», поступивший в Советскую Армию в 1944 году.

Музейный экспонат Ford-GPA
Музейный экспонат Ford-GPA

По мере продвижения советских войск на запад встала проблема форсирования крупными войсковыми соединениями мощных водных преград. Оснащенность войск мобильной техникой для переправ была крайне низкой. Отчасти решить проблему удалось с помощью шестиместной амфибии Ford-GPA, поставленной по соглашению из Соединенных Штатов.

Технические характеристики

Автомобиль был разработан на фирме «Мармон—Херрингтон» на базе Ford GPW Dodge WC-51.

В техническом задании на проектирование указывалась способность автомобиля транспортировать личный состав в море с корабля на берег при десантировании, а также возможность форсирования небольших водоемов при наземных операциях.

Узлы и агрегаты амфибии скомпоновали в легком сварном гидроизолированном корпусе. В дополнение к обычному управлению прибавились системы управления движением по воде: гребной винт, руль, водоотливной насос и прочее.

Масса машины составляла чуть более 1500 кг, грузоподъемность — 375 кг, мощность двигателя — 44 кВт. Имея длину 4,6 м, ширину 1,6 м и высоту 1,8 м, амфибия развивала скорость на суше 90 км/час, на воде — около 9 км/час.

Производство и эксплуатация

Контракт на производство амфибий в 1942 году получила компания «Форд».

Испытания амфибии
Испытания амфибии

Отзывы об автомобиле даже на испытаниях были не самые лестные. На земле машина была слишком тяжела в управлении, при движении по воде через низкий борт воду захлестывало внутрь. Малейшее волнение на море могло привести к затоплению машины вместе с десантом. В кабине водителя было слишком много рычагов управления.

Все эти недоработки привели к прекращению производства GPA в 1943 году. Предприятие успело, однако, выпустить более 12 тысяч автомобилей.

Некоторое количество машин использовалось в Алжире, Северной Франции и Нидерландах.

Поставки в Советский Союз

Значительная часть машин была отправлена по договорным обязательствам в Советский Союз. После проведенных испытаний автомобиль вызвал большой интерес у специалистов автобронетанкового управления СССР.

Бойцы батальона особого назначения на Ford-GPA
Бойцы батальона особого назначения на Ford-GPA

Советские войска, вступившие в Европу, с ее развитой сетью качественных автомобильных дорог, отсутствием какой-либо волны при форсировании рек и озер делало амфибию GPA отличным средством для передвижения советских войск, тем более, что советская армия к этому времени вообще не располагала парком амфибий для преодоления водных преград.

Всего было изготовлено более 12 тысяч машин, из них поставлено в СССР — более 3 тысяч штук.

После войны

В соответствии с соглашениями между странами всю оставшуюся технику по окончании войны нужно было передать обратно в США. В Советском Союзе этого делать не стали, списав ее на боевые потери.

Наземное передвижение на Ford-GPA
Наземное передвижение на Ford-GPA

Удачно зарекомендовав себя в боевой обстановке, автомобиль стал базовым при производстве советских амфибий. В 1952 году Горьковский автозавод стал серийно выпускать ГАЗ-46 МАВ на шасси ГАЗ-69. Причем не ГАЗ-67, а именно 69-я модель рассматривалась конструкторами еще на стадии разработки как база для отечественной амфибии. Мотор также был отечественный, от ГАЗ-М-20. Но компоновка и система управления была скопирована с GPA — одна из фордовских амфибий попала на завод в 1944 году.

Первая советская амфибия серийно выпускалась до 1958 года. С перемещением производства военного джипа ГАЗ-69 в Ульяновск, и в связи с отсутствием на новом заводе производственных мощностей, выпуск ГАЗ-46 был прекращен. В серию пошли амфибии нового поколения.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!