Самая известная диверсия вьетконговцев — авианосец «Кард», потопленный через канализацию

В ночь на 2 мая 1964 года темное небо в порту Сайгона озарила ослепительная вспышка, а вслед за ней по окрестностям эхом разлетелся громкий взрыв. Специальный отряд коммандос Национального фронта освобождения Южного Вьетнама или, как их прозвали в западной прессе — вьетконговцы, успешно провели одну из самых значимых диверсионных операций против американцев.

Транспортный авианосец «Кард», гордость Военно-морского флота США, постепенно набирая воду сквозь пробоину в обшивке, медленно погружался на дно.

Затопленный авианосец
Затопленный авианосец

Морской ветеран

История корабля берет начало во Вторую мировую войну. Спущенный на воду в 1942 году транспортный авианосец славно послужил в деле борьбы с фашизмом. Кроме перевозок военных грузов и самолетов для нужд армии, корабль участвовал в нескольких морских боевых операциях.

За весь период военных действий тактическая группа, состоящая из авианосца «Кард» и судов сопровождения, силами палубной авиации уничтожила одиннадцать немецких подводных лодок. Это второй по эффективности результат среди военных кораблей Второй мировой.

После войны авианосец получил заслуженный отдых, но, когда разгорелся Вьетнамский конфликт, вновь вернулся в строй. На этот раз корабль выполнял только транспортные функции, перебрасывая войска, боеприпасы и военную технику для нужд правительства южного Вьетнама и американской армии.

Приоритетная цель

Конечно, «Кард» почти сразу привлек внимание вьетконговского командования. Подолгу разгружавшийся в порту Сайгона крупный американский корабль, да еще и награжденный президентом США за заслуги во время Второй мировой войны, стал желанной добычей для вьетнамских диверсантов.

Авианосец «Кард»
Авианосец «Кард»

Задача по подрыву американского судна была возложена на 65-ю группу специального назначения армии вьетконговцев. Непосредственное исполнение было поручено отряду коммандос во главе со специалистом по взрывному делу Лам Сон Нао. К проведению операции он привлек еще двух бойцов Нгуен Фу Хунга и Нгуен Ван Кэя.

Лам Сон Нао раздобыл пропуск для прохода на территорию порта и провел разведку на месте. Результаты были неутешительными — зона погрузки и стоянки кораблей усиленно охранялась.

Выход из ситуации подсказал отец Нао, всю жизнь проработавший в порту. Он предложил использовать для прохода систему сливных коллекторов, одно из ответвлений которого начиналось у причала в порту, а заканчивалось выходом в протекающей неподалеку реке. Штаб одобрил разработанный план, и Нао преступил к подготовке диверсии.

Из украденной на американских армейских складах пластиковой взрывчатки «С4» и электрических детонаторов с таймером Нао собрал две сорокакилограммовые бомбы. По его прикидкам, такого заряда должно было хватить для уверенного затопления «Кард». Коммандос стал ждать удобного случая.

Диверсия

Утром 1 мая 1964 года транспортный авианосец «Кард» в очередной раз пришел в сайгонский порт и стал на разгрузку. Информация об этом через агентов разведки вьетконга немедленно поступила в главный штаб, и вскоре Нао получил приказ приступить к операции.

Коммандос принял решение производить взрыв корабля в темное время суток, чтобы не попасть на глаза охране порта и избежать жертв среди мирных жителей. На задание Нао отправился вместе с Хунгом. Диверсанты на двух каноэ доплыли по реке до входа в коллектор и, выждав до наступления темноты, пробрались в порт.

Вьетконговцы пересекают реку
Вьетконговцы пересекают реку

Взрывчатку пришлось тащить на себе, бойцы едва протиснулись в узких лазах подземного лабиринта.

Нао лично проверил и закрепил заряды на обшивке авианосца, чуть выше ватерлинии, часовые таймеры начали обратный отсчет. Бойцы едва успели пробраться сквозь канализацию на берег реки, как прогремел взрыв.

Взрывчатка сделала свое дело: авианосец, набирая воду через пробоину, стал медленно уходить под воду. Кроме повреждений обшивки, взрывной волной были убиты пять членов экипажа корабля.

Справедливости ради стоит отметить, что «Кард» не утонул, потому что не мог этого сделать — в порту было слишком мелко. Тем не менее, корабль набрал воды и сел на дно, погрузившись по самые надстройки.

Американцам понадобилось больше двух недель, чтобы с грехом пополам подлатать корабль, после чего они отбуксировали его на военную базу на Филиппинах, где и проводили дальнейший ремонт.

Вьетконговцы остались довольны результатом операции и даже выпустили памятную почтовую марку с изображением наполовину погруженного в воду корабля. Американцы же, напротив, делали вид, что ничего не произошло.

Тем не менее, для Национального фронта освобождения Южного Вьетнама подрыв авианосца «Кард» стал огромной удачей, приближающей победу в тяжелой и кровопролитной войне.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!