Секретная разработка нацистской Германии — лодка, которая… крадётся под землёй!

06.04.2018

В начале XX века на службе у человека уже находилась масса технических средств, самодвижущихся устройств и разнообразных механизмов. Как водится, едва ли не большая часть всего этого великолепия передовой инженерной мысли служила военным целям: небо расчерчивали боевые самолеты, поля давили гусеницами танки, поверхность морей бороздили пушечные линкоры, а в подводных пучинах скользили невидимые подлодки.

Несокрушимые механизированные армии ведущих держав были готовы дать отпор коварному врагу везде: на суше, в воздухе, на воде и под водой. Осталась неохваченной лишь одна стихия — земля, а вернее подземные недра. Это недоразумение требовалось разрешить, начались разработки нового перспективного оружия — подземной лодки.

Вообще необходимость в подобных боевых машинах назрела давным-давно, задолго до начала эры технического прогресса. Подземные баталии начались еще в древние века, вероятно вместе с изобретением лопаты, и использовались при осаде укрепленного противника на протяжении всей истории военных конфликтов.

Бой в подземельях
Бой в подземельях

К решительным конструкторским изысканиям подтолкнул опыт Первой мировой войны, когда противоборствующие стороны успевали настроить столько укреплений, что атака «в лоб» была практически не возможна. Приходилось воевать «дедовскими» методами: саперные (туннельные) роты вели подкопы под вражеские фортификации и закладывали взрывчатку.

Секретное оружие Третьего рейха

Вероятно, подобные размышления подтолкнули немецкого изобретателя Хорнера фон Верна в 1933 году зарегистрировать патент на создание машины с экипажем из нескольких человек, способной самостоятельно продвигаться под землей на большие расстояния. Впрочем, средства для реализации задуманного инженер не нашел, и смелый проект пришлось отложить до лучших времен.

Политическая обстановка в Германии менялась, к власти пришел Гитлер и, если для страны наступили не лучшие времена, то для Хорнера фон Верна это была удача — на его изобретение обратили внимание. Фюрер уже вынашивал планы нападения на Британию, поэтому его интересовало новое оружие.

Инженеру Верну поручили разработку подробных чертежей. В рамках поставленной задачи он должен был создать подземные лодки, способные продвигаться под проливом Ла-Манш со скоростью до 7 км/ч, неся на борту команду из 5-6 человек и 300 килограмм взрывчатых веществ.

Нереализованный проект подземной лодки
Нереализованный проект подземной лодки

Разработка шла полным ходом и вскоре должна была перейти на стадию практических испытаний, но помешали интриги внутри военного ведомства. Герман Геринг — неизменный шеф люфтваффе, ревниво следивший за ходом работ, убедил фюрера в бесперспективности проекта, пообещав, что для борьбы с англичанами будет достаточно и многочисленной авиации.

В итоге проект подземной лодки был окончательно заморожен.

Британская техника

Интересен тот факт, что в преддверии Второй мировой войны в Англии также велись подобные работы, хотя проект британских инженеров скорее можно назвать не подземной, а траншейной лодкой.

По распоряжению Уинстона Черчиля в условиях строгой секретности велась работа над механизмом, получившим кодовое название «Культиватор №6».

По замыслу военных, тяжелая бронированная гусеничная машина стартовала со своих позиций и рыла траншею до двух метров глубиной через нейтральную полосу к линии обороны противника. В конце маршрута траншеекопатель останавливался и раскладывал пандус для удобства выезда на поверхность техники и войск

Прототип боевого траншеекопателя
Прототип боевого траншеекопателя

Было построено пять экспериментальных машин, однако в боях они участия не принимали. Техника, изначально рассчитанная на вялые позиционные бои в духе Первой мировой войны, оказалась неприменима в создавшихся реалиях.

Советские разработки

Довоенные работы над подземной лодкой в Германии не пропали даром. Еще до войны, в начале 30-х годов, Германия и молодая советская республика сотрудничали, активно обмениваясь опытом.

В тот период Берлин посетил молодой изобретатель Александр Требелев, увлеченный идеей разработки машины для движения под землей. По одной из версий, он встречался с немецким инженером, а в дальнейшей в своей работе во многом опирался на его чертежи.

Уже после окончания Второй мировой войны, в 1946 году, Требелев создал прототип подземохода. Конструкция во многом опиралась на физические принципы движения обычного крота в толще земли. В носовой части машины находилась буровая головка, измельчающая породу, вдоль корпуса располагался уплотнительный шнек, прессующий отработанный грунт, а на корме — гидравлические толкатели, перемещающие подземоход.

Подземоход Требелева
Подземоход Требелева

Испытания опытного образца машины состоялись на одной из гор уральского хребта с внушающим уверенность в успехе названием — Благодать. Конструкция оказалась работоспособной. Подземоход прошел 40 метров породы примерно за 4 часа. Однако в ходе испытаний открылась масса конструктивных недостатков и дальнейшего развития проект не получил.

Тем не менее, стоит упомянуть, что по одной из версий в Советском Союзе продолжилась разработка подземной машины «Боевой крот». Подземная лодка длиной 35 метров, оснащенная ядерным двигателем, развивала скорость до 7 км/ч, но в процессе испытаний взорвалась и навсегда осталась замурованной в толще земли.

Вероятнее всего это чистый вымысел. Условия работы атомной подземной лодки сопоставимы с автономным плаванием атомной подводной лодки и, если для эффективного охлаждения ядра реактора используется большое количество морской воды, то в толще земли отвести излишки энергии практически невозможно.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!