Советские асы в небе над Кореей: несокрушимые МиГи, которые американцы так и не смогли победить

02.05.2018

В результате освобождения Корейского полуострова от японцев в 1945 году образовались две зоны оккупации — советская и американская.

В августе 1948 года южнее 38-й параллели в американской зоне возникла Республика Корея. В сентябре в советской зоне была провозглашена КНДР. Летом 1950 года между ними началась война.

Войска Северной Кореи вместе с союзными частями Китайской Народной Армии (КНА) стремительно наступали до середины августа. Была занята столица Южной Кореи — Сеул.

К этому времен американцы, союзники южнокорейского правительства, перешли к массированным бомбардировкам позиций и коммуникаций северокорейской армии и КНА. К концу сентября они откатились обратно за линию разграничения, а 20 октября южнокорейские войска выбили северокорейцев из Пхеньяна.

Перед угрозой полного разгрома Северной Кореи Сталин дал согласие отправить в Корею новые самолеты на реактивной тяге МиГ-15. Летчики, соответственно, были советскими.

МиГ-15
МиГ-15

Появление советских летчиков

В условиях строгой секретности на территории Китая сформировали соединение, названное 64-м истребительным авиакорпусом. В его составе было четыре истребительных авиационных полка. Два из них вскоре были выведены из с фронта. В результате в Корее осталась истребительная авиационная дивизия в составе двух полков. Командиром дивизии был назначен полковник Кожедуб, советский ас, трижды Герой Советского Союза.

В ноябре дивизия приняла участие в первых воздушных боях. Опознавательные знаки были северокорейскими и китайскими, а форма летчиков была корейской. Первое время даже переговоры в эфире пробовали вести с помощью корейских цитатников. Базой корпуса были аэродромы на северо-востоке Китая.

Главной задачей советской авиагруппы было пресечение безраздельного господства авиации США и прекращение систематических бомбардировок позиций северокорейских войск.

Взлетающий Миг-15
Взлетающий Миг-15

Первые воздушные сражения

Впервые русские и американцы встретились в бою осенью 1950 года. Один самолет Р-51 «Мустанг» был сбит.

Появление МиГов, самолетов на реактивной тяге в корейском небе, сразу стало предметом серьезного обсуждения в руководстве американского военного ведомства. На Корейский полуостров отправили новейшие Ф-86А «Сейбр» и Ф-84Е «Тандерджет».

В начале следующего года МиГи перехватили восемнадцать бомбардировщиков В-29, повредив девять из них. Три В-29 разбились при посадке. Активность «Сейбров» в районе «аллеи МиГов» — участке в районе реки Ялуцзян, Желтого моря и линии Пхеньян — Вонсан, была еще крайне низкой.

Именно на «аллее МиГов» (это название придумали американцы), развернулись основные воздушные сражения корейской войны.

Аллея МиГов
Аллея МиГов

В начале апреля группа из полутора десятков самолетов В-29, сопровождаемая пятьюдесятью самолетами Ф-84Е и шестнадцатью Ф-80С летели бомбить мосты через Ялуцзян. На их перехват вылетели десять МиГов. Были сбиты В-29 и истребитель Ф-80С.

Американский бомбардировщик B-29
Американский бомбардировщик B-29

12 апреля сюда с острова Окинава направилась группа из сорока восьми бомбардировщиков В-29 с эскортом из семидесяти шести истребителей. На перехват вылетели сорок четыре МиГ-17. Численное превосходство американцев составляло 3:1.

За 10 минут были повреждены или сбиты десять В-29 и три Ф-80С. В бою потеряли МиГ-15. После этого боя американцы зауважали советских летчиков, называя их «командирами».

Воздушный бой между Миг-15 и В-29
Воздушный бой между Миг-15 и В-29

Вылеты В-29 были прекращены на полтора месяца, в течение которых пилоты американских ВВС вырабатывали схемы противодействия МиГам.

Советские асы

Весной в Корею прибыли еще три полка 303-й авиационной дивизии. Многие из нового состава воевали на прошедшей войне, имея на боевом счету по несколько сбитых немецких самолетов. Кстати, среди американских летчиков также было много асов, имеющих опыт боевых действий в Германии.

19 июня четыре «Сейбра» атаковали четверку МиГов. В результате за 30 секунд боя один «Сейбр» был сбит, другой был серьезно поврежден. Остальные разлетелись, оставив «аллею МиГов» за советскими летчиками.

Американский истребитель F-86 Sabre
Американский истребитель F-86 Sabre

20 июня с эскадрильей Ф4-У4 «Корсар» и двумя эскадрильями поршневых Ф-51Д «Мустанг» схватились двенадцать МиГов. Почти мгновенно были сбиты два «Корсара», через короткое время — два «Мустанга». Оставшиеся разлетелись.

24 июня МиГи вылетели на перехват двух авиагрупп Ф-80, шедшие без сопровождения «Сейбров». В течение пяти минут были сбиты четыре американских самолета.

В последующие годы статистика воздушных боев была примерно аналогичной. В 1952 году были сбиты 172 американских самолета, в 1953 — 139.

Всего советскими летчиками было сбито 1106 самолетов противника. ВВС СССР потеряли не более 335 машин. 22 советских летчика удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а самым результативным асом стал полковник Пепеляев, который победил в двух десятках воздушных боев.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!