F-35 Lightning II. Трест трещит по швам

12k full reads
16k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 80% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Споров вокруг этой машины и проекта в целом, мягко говоря, много. Часть экспертных мнений можно смело отмести, ибо это «диванные войска». Ещё часть – «рекламные войска», то есть издания на службе за «долю малую». «Реклама – двигатель торговли» – истина давняя, проверенная временем и работающая. Ибо как ещё объяснить продажу этих машин в кучу стран мира. Ещё можно не прислушиваться к нашим источникам – F-35 потенциальный враг на поле боя и конкурент на рынке вооружений в неопределившихся, но богатых странах Ближнего Востока, Центральной Азии и так далее.

dmitryshulgin.com
dmitryshulgin.com
dmitryshulgin.com

Но почему его охаивают «свои»? Печатные издания, интернет – порталы и прочие СМИ от года к году публикуют всё больше критики. Интересно, как говорила Алиса: «Всё страньше и страньше…».

В работе над проектом участвуют 9 стран. США и Англия – самые вкладывающиеся в проект – понятно. Им свой парк авиации надо обновлять. У них стремительно стареющие и исчерпавшие лимит модернизации:

· штурмовики А-10 «Thunderbolt II»,
· палубные F/A-18 «Hornet»,
· F-16 «Fighting Falcon»(удачный и массовый, но престарелый),
· чёрт те что – Harrier – от первой модификации 1960 года (многоцелевой штурмовик и разведчик) до девятой модификации (тактический ударный истребитель). Что про него знают все – самый аварийный.

А так как тридцать пятый вышел не только самым дорогим в закупной стоимости ( около сотни миллионов баксов за штуку), но и весь проект в целом (по некоторым оценкам до 1,5 трлн вечнозелёных) сожрал кучу денег – его рекламируют как могут, что объяснимо. Да и ещё фантиков нарисуют – подумаешь, госдолг там какой-то ещё подрастёт.

by.utro.news
by.utro.news
by.utro.news

Но вот что-то пошло не так.

· Итальянцы отказались от дальнейших закупок «Lightning II», хотя территории их страны даже завод есть. А там порядка 90 машин купить хотели, но остановились на 10. Ай-ай – неувязочка.

· Основной ближневосточный вассал – Израиль приобретает с 13 года эту машину. Только контракт они подписали с уточнением – большая часть авионики и электроники будет стоять их собственная – израильская. Нормально?

· В 2010 году программу безвременно покинула Дания, но позже, под давлением смягчила свой пыл и только выторговала себе снижения цены.

· Австралия, Канада и Япония так же «возбухнули» аргументировав это без малого двукратным увеличением стоимости самолета и постоянным смещением сроков поставки. Но эти всё равно купят, им деваться некуда, иных источников для ВВС давно нет. У японцев тем более. Им нельзя иметь ударные воинские формирования. Но они строят авианосцы. И их легитимность поддерживается только лояльностью США – они ж главный хранитель традиций и законности (ссылка на статью - Есть деньги – плевать на принципы) в мире. Так вот, невзирая на 7 отказов техники и аварийных посадок, плюс одной свершившейся совсем недавно катастрофы, «самураи» терпят. Но мы-то смотрим со стороны и вправе задуматься – «чёй-то они»? Почему падать то начали? Не потому ли что:

F-35 Lightning II. Трест трещит по швам

У многих F-35 выявились проблемы с двигателями и системами жизнеобеспечения лётчика. А уж программное обеспечение хромает на все четыре лапы и хвост. Представьте, при самодиагностике выдаёт ошибку на вполне исправные блоки и системы. Их приходится демонтировать, менять, а это труд и финансы дополнительно. Но кто застрахован от обратного – не заметит «хреновенький» узел?

pholder.com
pholder.com
pholder.com

· Потом Германия отказалась от «молнии». У них де есть «Eurofighters» и перспективная совместная работа с Францией – FCAS. Вновь облом-с для «дяди Сэма».

· А тут ещё «отказник». Турки, приобретя у России С-400 (правда, за наши же кредитные деньги, но лиха беда – начало) разгневали «хозяина» НАТО. И США решили шантажировать Турцию отлучением от программы целиком. Но и тут «УВЫ». Турки поставляют не то 800, не то всю тысячу наименований деталей к F-35. Некоторые важнейшие – к двигателям. Турция брала на себя обслуживание и монтаж двигателей для всех самолётов.

Найти Турции замену можно, но это время, возможный срыв утверждённых сроков поставки и прочие «радости». Ну и плюс ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ денежная нагрузка на участников «консорциума производителей». Ну и кто кого тут шантажировать может? Американцы промахнулись, не на того «наехали», а Турки вновь показали себя хитрецами, каких поискать. И во всеуслышание заявили, что могут сами отказаться от программы F-35 и купят у России Су-57. Вот так – щелчок по носу вдогонку. Понятно, что это риторика и факт покупки вещь скорее невероятная, но пример ЗРК С-400 свеж в памяти.

Думаю, примеров хватает. Чего все в «отказку» то идут? Веры больше нет? Почему такую распрекрасную, невидимую и боевую машину покупают только под нажимом? Ну, или от безвыходки. Понятно, что это реальная боевая техника, ведь они там, за океаном, тоже не «лаптем щи хлебают». Но явно что-то идёт не по плану и чем дальше, тем круче неурядицы. У японцев вон пилот погиб. Что дальше?

F-35 Lightning II. Трест трещит по швам