Оклад для Библии

В 988 году на Руси было принято христианство. После этого начинается распространение Нового Завета, Ветхого Завета и Псалтыри в переводе Кирилла и Мефодия. В 10 веке эти писания стали появляться в церквах, где их использовали для богослужения. В 1499 году новгородский архиепископ Геннадий Гонозов соединил заветы воедино. Но лишь в 1876 году появилась первая русская Библия в одном томе.

Император Петр Первый часто бывал заграницей. Он видел прекрасно оформленные издания Библии голландских, итальянских и немецких мастеров. Он восхищался золочеными окладами; лицевой частью, которая украшена драгоценными камнями и гравюрами; цветными картинками.

В 1712 году в Москве Петр Первый издал указ выпустить полный перевод Писания на словенском языке. Эта работа продолжалась 10 лет, но перевод не был завершен.

В 1718 году уже в Санкт-Петербурге царь приказал приступить к печатанию Библии на русском и голландском языках. Но Петр умер в 1721 году, и проект не был завершен.

Полная печатная Библия на славянском языке все еще была большой редкостью. Тем не менее отдельные ее части переплетались и украшались резьбой, фресками, драгоценными камнями и золотом.

Оклад для Библии
Оклад для Библии

Россию стали посещать иностранцы все чаще. Они привозили с собой экземпляры Библии. Книги находились в прекрасных кожаных переплетах с драгоценными каменьями и цветными картинками. Библия представляла собой образец ювелирного и типографского искусств. Церковные служители знакомились с книгами, но они не считали их каноническими.

Новое издание Библии появилось в 1751 году. Это полный свод Священного Писания, который был украшен гравюрами и золотом. Церковники очень хотели, чтобы внешний вид Библии был лучше, чем у иноземцев.

Когда Библия стала распространяться в массы, ее не понимало большинство населения России. Образованных людей было очень мало, они читали Библию вслух, запоминали отрывки и цитировали их. У этой книги всегда было почетное место в доме. Ее старались не только сохранить, но и украсить. Ей укрепляли переплет, прикрепляли цветные поделки. Но настоящим произведением искусства она стала толь тогда, когда за дело взялись филигранщики и ювелиры.

Оклад Евангелия. Москва. 1681 год.
Оклад Евангелия. Москва. 1681 год.

Лучшие Московские чеканщики создавали рельефные изображения для Евангелия на темы Ветхого Завета в начале 17 века.

Гавриил Овдокимов работал в Серебряной палате 40 лет, Он создал золотой оклад для Евангелия, украшенный фигурами святых. Для того времени это был шедевр.

Искусство узорного украшения Библии и других книг закончилось в начале 20 века. Лишь немногие древнейшие экземпляры Библии удалось вывести за границу. Но в 1990-е годы Библия обрела "вторую жизнь". Музеи стали выставлять уникальные издания Библии 16-19 веков.