Почему людям трудно сказать “нет”

Неумение отказывать возникает на фоне комплексов, которые частично воспитывают родители в своих детях. Часто родители не считаются с мнением ребёнка. Начиная с моментов, когда ребёнок отказывается что-то есть, а его заставляют и заканчивая эпизодами, когда ребёнка отдают в секцию, в которую он не хочет ходить.

Мотивация таких родителей характеризуется следующими словами: “Мне лучше знать, что хорошо для моего ребёнка”. Следуя этой, логике мамы и папы забывают спросить своё чадо о том, что же хочет он или она. Дочь хочет играть на барабанах, а её отдают в секцию бальных танцев. Или сын хотел научиться рисовать и пойти в художественную школу, а отец отправил его на борьбу.

Такое пренебрежение мнением ребёнка заставляет его сомневаться в прочности своих убеждений. Поэтому, в итоге он просто не хочет отстаивать свой мнение, ведь с ним и так никто не считается.

С годами эта ситуация лишь усугубляется. В школе учителя дают задания, которые не дают творчески развиваться человеку. Обилие заданий требует лишь выполнения условий и тогда будет поощрение в виде хорошей оценки. Сама система образования губит индивидуальность человеке, заставляя идти против своих желаний. Так как тех, кто выполняет условия учителя, завуча и директора хвалят, а непослушных наказывают.

Приводит это к тому, что уже к 20-и годам у человека нет собственных желаний, стремлений и интересов. Он может только выполнять условия, при которых его будут поощрять и хвалить.

Как начать ценить собственное мнение

В случае с родителями всё более или менее понятно. Человек, будучи ещё подростком должен активно стоять на своём. Если нет желания заниматься в музыкальной школе, то нужно об этом сказать прямо и не юлить. Это потребует от ребёнка смелости, но начав отстаивать свою точку зрения, он сможет в будущем позиционировать себя как личность.

И так в каждом вопросе. Нет желания есть то, что приготовила мать, то об этом сразу нужно сказать. Если начинает развиваться конфликт, то нужно просто самостоятельно приготовить себе то, что хочется. Так человек начнёт формировать собственное я, приучит себя к самостоятельности и научится отстаивать собственное мнение.

В дальнейшем каждую свою позицию по тому или иному поводу нужно будет аргументировать, чтобы родителя начали считаться с мнением ребёнка. Поэтому, в каждой ситуации нужно ответить на вопрос: “А зачем мне это надо?”. Разбор этого “зачем” вызовет следующий “ряд зачем” и “почему”. Однако ответив самому себе, ребёнок сможет ответить и обосновать своё мнение другим, в том числе и родителям.

В школе, как и в других учебных заведениях дела обстоят хуже. Ни один преподаватель не старается понять своих учеников. Из этого возникает два пути решения:

откровенный конфликт;

постоянные хитрости, уловки и обманы.

Первый вариант плох тем, что пойдя против мнения учителя, можно настроить против себя весь преподавательский состав. Это выльется в постоянные придирки, усиленные проверки домашнего задания и т.п. Внешне это будет выглядеть, как обычные вопросы от учителя, но на самом деле ученика просто пытаются задавить.

Поэтому предпочтительней второй вариант. Домашнее задание нужно выполнять в той степени, в которой оно удовлетворит учителя. Или просто списать его у того, кто его сделал на отлично. К урокам стоит готовиться на том же уровне. Просто чтобы поставили “3”, ни хорошо, ни плохо.

Такой способ предупреждения конфликтов разовьётся в привычку. Эта привычка по мере взросления станет базой для умения договариваться с учётом собственных интересов.

Именно понимание своего мнения, умение его выразить и действовать в соответствии с ним формирует в человеке способность сказать ”Нет”. Такие люди способны создавать бизнес-проекты, произведения искусства и быть хорошими начальниками.

Конечно, можно прийти к такой модели и в зрелом возрасте, но ломать сформировавшиеся комплексы будет трудно. Однако проведя капитальную работу над собой, человек сможет перестроить свою психику.

P.S.: Не забудьте подписаться на наш канал и поставить палец вверх! :)