Вепсы - народ, призвавший Рюрика на княжение | Петербургский наблюдатель | Яндекс Дзен

Вепсы - народ, призвавший Рюрика на княжение

2,2k full reads
4,1k story viewUnique page visitors
2,2k read the story to the endThat's 56% of the total page views
5 minutes — average reading time

Вепсы сегодня числятся коренным малочисленным народом. В том, что это коренной народ, сомнений нет, вепсы пришли на места своего исторического расселения или сформировались как отдельный народ уже 1500 лет назад. И уже тогда они были известны под своим сегодняшним именем. Готский историк 6 века Иордан называет их вас, арабские источники того же времени – вису, ильменские словене, а позже русские летописи – весь. Также, в житиях святых и многих других древнерусских источниках, вепсов называют чудью, впрочем, под именем чуди понимались не только вепсы, но и все другие финно-угорские племена – меря, водь (чудь белоглазая), ижора, сумь, емь, эсты, корела, даже предки коми (чудь заволочная). Предки не были особенно толерантны и поэтому с именами иноплеменников не церемонились: говорят как-то чудно – чудь, лопочут что-то по своему – лопари, ничего не возможно понять и объяснить – немцы. При этом в разных источниках вепсы то называются чудью, то упоминаются наряду с чудью. В Российской Империи до 1917 года вепсы назывались чудью.

Так или иначе, вепсы - один из самых древних народов Европы и России, сохранившийся этнически и под своим историческим именем.

Для России и российской государственности вепсы – особый исторический народ. В «Повести временных лет», связывающей начало русской государственности с призванием варягов, говорится, что Рюрика на княжение призвали «чудь, словене, кривичи и весь». При этом, как мы говорили, чудь включала в себя разные племена, родственные вепсам. В разных источниках в составе чуди называется племя меря. Ученые считают, что оно было очень близко по культуре и языку к вепсам, возможно, это две ветви одного, недавно (к тому времени) разделившегося народа. Сразу после призвания Рюрика племя меря часто упоминается, вместе со словенами, кривичами и весью, в описаниях походов под предводительством варяжских князей.

Сегодня нет больше словен, кривичей, меря… Все они растворились в русском народе, составили его основу на Севере Руси. Ассимилировалось и большинство вепсов. Во времена Древней Руси вепсы занимали достаточно обширную территорию от земель западнее Волхова до Белоозера, и от половины Олонецкого перешейка на севере до земель ильменских словен у Новгорода. Со временем большинство вепсов «обрусело»…

На фестивале вепсской культуры
На фестивале вепсской культуры
На фестивале вепсской культуры

Таким образом, можно сказать, что оставшиеся сегодняшние вепсы это один из изначальных "государствообразующих" народов России, причем единственный из народов, призвавших Рюрика, сохранившийся до наших дней и не полностью растворившийся в русском народе.

С учетом вышесказанного включение вепсов в «Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока…» выглядит, мягко говоря, достаточно странным.

Если русские в России – государствообразующий народ, то вепсы – последний из оставшихся на белом свете «народов-отцов» русского народа. И если мы верим в призвание варягов и Рюрика, то вепсы достойны отдельного статуса.

Сегодня в России осталось всего 5900 вепсов, из них в Карелии 3423, в Ленобласти 1380, в Вологодской области 412. Один из наших читателей, после статьи про Вепсский лес, спросил, то ли патетически, то ли саркастически – «Вепсский лес есть, а где вепсы?». А вепсы, вместе с другими финскими и славянскими племенами во всех русских…

Также древние вепсы приняли участие и в формировании других, проживающих на Северо-западе России народов. Заняв юго-восточное Приладожье и Вепсскую возвышенность, вепсы, несколькими волнами, пошли на восток и на север.

Часть вепсов которая ушла на север, за реку Свирь, смешалась там с местными карелами, породив две отдельные ветви карелов – карелов-людиков и карелов-ливвиков. Та часть вепсов, которая ушла на северо-восток, ассимилировалась тамошними племенами и стала одной из прародительниц западных коми.

К 15 веку вепсы, также уже жили по берегам Онежского озера и в районе Северной Двины и Онеги, в Заволочье, получив прозвание - чудь заволочная. Им удалось сохранить свою культурную самобытность и язык.

Самым известным вепсом является один из самых почитаемых православных святых - Александр Свирский, который родился в селе Мандера на реке Оять в 1448 году. Он единственный русский святой, которому явилась Святая Троица. Александр, основал монастырь в Олонецкой губернии, который теперь носит его имя – Александро-Свирский монастырь.

Александро-Свирский монастырь. Фото из интернета
Александро-Свирский монастырь. Фото из интернета
Александро-Свирский монастырь. Фото из интернета

С течением веков, вепсы все больше растворялись в русском народе. В первые годы своего существования, Советская власть предпринимала усилия по возрождению вепсской культуры и народа, были открыты вепсские школы, была разработана письменность, печатались книги и газеты на вепсском языке. Однако, в 1937 году национальная политика в отношении финно-угорских народов резко изменилась – школы закрыли, книги уничтожались, многих вепсов арестовали.

В годы войны, фронт проходил южнее реки Свирь и вепсы были эвакуированы вглубь страны. После войны многие не возвратились в родные места, уехали в Петрозаводск и Ленинград.

Тяжелейший удар по вепсским деревням, как впрочем, и по всем деревням России, нанесла в 1960-х – 70-х годах политика «укрупнения» и ликвидации «неперспективных» деревень. Вепсы из древних деревень переселялись в более крупные «поселки городского типа» с несколькими пятиэтажками.

Также сказался и общий цивилизационный процесс – молодежь покидала скучные деревни и устремлялась в города – в институт, в общагу, в ПТУ, главное – прочь …

Сегодня на территории Вепсского леса много заброшенных деревень, гораздо больше, чем не заброшенных. От многих, упоминавшихся в древних новгородских книгах с 12 – 15 века, не осталось и следа. Все заросло. По сравнению с прошлым – полное запустение … Вот, например, озеро Печевское. На берегу две деревни Бахарево (15 человек в 2017 году) и Пёлдуши (4 человека). На дореволюционных картах – вокруг этого озера более десятка деревень, в которых более 2000 жителей.

Дети на фестивале вепсской культуры
Дети на фестивале вепсской культуры
Дети на фестивале вепсской культуры

С начала 90-х годов предпринимаются усилия по поддержке и возрождению культуры и языка вепсов. Изучается язык, издаются газеты и книги, снимаются фильмы. Открыто несколько сельских музеев. В поселке Винницы, который называют «столицей» вепсов Ленобласти действует центр вепсского фольклора. Там же, в Винницах, ежегодно, в июне проводится фестиваль вепсской культуры «Древо жизни». Были мы на нем в 2018 году. Очень правильное и красочное мероприятие, которое нужно всячески поддерживать и продолжать.

На фестивале "Древо жизни" 2018 года. Фото автора

Но после фестиваля осталось смешанное чувство. Конечно, для всех вепсов, кто себя таковыми ощущает, это важное событие. Для жителей отдаленных Винниц – это самое крупное культурное мероприятие, которое бывает раз в год. И это хорошо, пусть этот фестиваль организуется снова и снова и развивается. Но нужно понимать, что все это будет оставаться «вещью в себе». Искушенные жители крупных городов не поедут за 310 километров (5 часов на автомобиле), чтобы посмотреть на выступление «фольклорных коллективов» и купить сувениры и пирожки с лотков.

На фестивале вепсской культуры "Древо жизни" 2018 год. Фото автора.Просим ответить знатоков - это вепсские народные костюмы?

Можно ли сохранить культуру малочисленного народа и сам народ, когда стремительный поток развития современной цивилизации, сметает, растворяет в себе и гораздо более многочисленные народы, смешивая культуры, приводя всех «к общему знаменателю»? Усилий энтузиастов из числа людей старшего поколения будет недостаточно. Нужна некая внешняя воля, политический интерес и экономический интерес сохраниться в качестве народа у самих вепсов, особенно у молодежи.

Пример североамериканских индейцев, с их резервациями для развлечения туристов, очень спорен, хотя с деньгами у них теперь все в порядке. Но индейцы весьма экзотичны, со своими вигвамами, перьями и трубками мира. А вепсы ничем не отличаются от большинства своих бледнолицых братьев – северных европейцев. Городской обыватель, и то, только очень внимательный, заметит у них другие узоры на вышивках, немного другую архитектуру деревянных домов. И всё … Это этнографы и знатоки, сейчас подпрыгнут, и начнут перечислять массу особенностей, но для простого человека все это не сильно отличается от деревенского народного быта и творчества любого народа севера европейской России. Как же быть?

Представляется, что у вепсов, как у народа, есть исторический шанс не раствориться окончательно в русском народе и современной цивилизации, именно благодаря своему уникальному историческому положению по отношению к русскому народу. Российское государство должно опекать и поддерживать вепсов, как единственный, сохранившийся до наших дней народ, из числа тех древних народов, союз которых призвал на княжение первых русских князей, положив начало российской государственности.

Шанс этого малочисленного народа в изменении отношения к нему, со стороны большинства. Не младшие братья, но единственные прямые потомки одного из наших «народов - праотцов».

Именно на этом можно строить политику по поддержке вепсов и проводить фестивальные и прочие мероприятия, привлекающие туристов, наполняя жизнью оставшиеся очаги вепсской культуры.

Подписывайтесь на наш канал!