Грузовик Star 25. История еще одной марки соцлагеря

08.01.2018

Грузовик Star 25 можно смело назвать самым популярным грузовиком Народной Польши. Он увидел свет в 1958 году и был признан одним из самых удачных автомобилей марки Star, но при этом полностью разработанный и производимый в Польше без использования иностранных компонентов и лицензионной продукции.

Этот конкретный экземпляр пожарной службы попался мне на глаза совершенно случайно. Очередная срезка навигации новой Subaru XV в путешествии по Европе привела нас на какие-то забытые деревенские дорожки, около одной из которых стоял ОН. До этого мы, так же случайно, нашли гусеничные самоходные паромы времен СССР (ссылки дам внизу).

Автомобили завода Star начинают свою историю с 1946 года, когда начались разработки легкого грузовика для нужд восстанавливающейся после войны страны. В 1948 году из ворот завода вышел первый грузовик Star 20. За основу, для разработки грузовика, был взят грузовик PZInz 713.

В 1951 году заводу Star присвоили имя Ф. Э. Дзержинского. Просматривается рука "Большого Брата". При этом седельные тягачи Star 25 в исполнении полуприцепа для перевозки мебели импортировались СССР из Польши и эксплуатировались в Союзе.

Пожарные версии Star 25, судя по фото в интернете, сохранились во многих местах Польши. В отличие от коммерческих, они не гоняли по дорогам до последнего возя товары и чаще обслуживались, поэтому их еще можно найти в весьма сносном состоянии.

Найденный мной грузовик Star 25 был незначительно модифицирован. Вся задняя балка рамы смотрится чуждо: фонари, отбойники... но общего ощущения от автомобиля она не портит. Это настоящая почти живая классика автомобилей социалистического лагеря.

Под капотом (если можно так сказать) устанавливался 95-сильный мотор S42-2. К сожалению, найденный памятный старичок оказался вообще без двигателя. Либо он был взят донором, либо его продали на металлолом.

В "обновленной" кабине Star 25 также почти ничего не осталось. По комфорту это грузовик далекий даже от "супер-комфортной" Буханки. Особенно обратите внимание на привод дворников, через сквозное отверстие в стекле.

В "чистом" виде завод Star просуществовал до 1998 года, после чего было подписано соглашение с компанией MAN, что послужило толчком к новому витку истории марки, но грузовикам марки от этого лучше не стало.

В 2006 году производство грузовиков на заводе было прекращено, а завод стал производить рамы для автобусов. В 2009 история марки Star окончательно была окончена немецким концерном. Из названия MAN Star Trucks & Buses окончательно было выброшено слово Star и завод стал известен как MAN Bus Sp. z o.o.

Что еще почитать в блоге OffRoadMan:

Брошенные советские гусеничные самоходные паромы ГСП-55 в Польше.

ГАЗ-51 в идеальном состоянии в Финляндии.

Микроавтобус BARKAS в Рязанском Музее Военных Автомобилей.