Малошуйка. Затерянные в поморском крае

30.12.2017

Летом добраться до Малошуйки можно по железной дороге. Как раз до конечной станции. Со стороны Онеги по лету были попытки пробиться, но это сравни безумию. Зимой ставят зимник и при хороших погодных условиях можно добраться до нее на легковушке...

Первым делом перебираемся через реку Онега по ледовой переправе. Первая деревня, до которой можно доехать и летом, это село Яковлевское – настоящий поселок поморов...

Яковлевское наполовину безжизненное. Находится на самом берегу Онежской Губы Белого моря. Когда-то, основным промыслом местных жителей была только рыбалка.

В Яковлевском сохранился один из знаменитых "тройников". Деревянные церкви в этом регионе сохранились на удивление хорошо, но все они без реставрации скоро разрушатся. Причем реставрировать энтузиастам их не разрешают – объект исторического наследия.

От Яковлевского уходим на зимник. Часть его проходит по реке Нименьга, которая меняется в зависимости от приливов и в отлив лед повисает над водой и трескается. Жуткие ощущения стоять на льду, который висит в воздухе.

Лед здесь живет своей жизнью и выдавливает на поверхность огромные глыбы высотой почти с человеческий рост. Местных это не удивляет, а мы хватаемся за фотоаппараты.

По дороге к Малошуйке еще один "тройник". Колокольня вот-вот рухнет и еще один памятник истории "охраняемый" государством уйдет в историю. Трактора стоят для того, чтобы обеспечить подъезд пожарной техники.

В Малошуйку прибываем уже под вечер. Здесь сохранился памятник советским солдатам. Таких не счесть по России...

Память о Великой Отечественной хранят тем лучше, чем дальше от Москвы. Не показушно, а реально собирают истории людей, их потомков и рассказывают их школьникам. В таких музеях всегда охотно делятся историей и с гостями, принимают их радушно и открыто.

В Музее Малошуйки глиняные кувшины... в те времена, когда на Руси еще брагу пили, местные уже знали, что такое ром, который привозили иностранные суда.

Недалеко от Малошуйки еще одна сохранившаяся церковь. Она сохранилась в идеале потому, что в советское время в ней хранили зерно, а значит следили за состоянием.

Многие вещи в церкви исторические, их спрятали с приходом советов и доставали потом из погребов и подвалов. Однако служить в Малошуйку никто не едет. Приход маленький, денег нет... зачем!?

Чуть отъезжаешь от цивилизации и кругом начинаются следы "цивилизации". Брошенная техника: грузовики, вездеходы. Часть ее эксплуатируется до сих пор, а часть уже разве что на запчасти годится.

Этой ГАЗушке (ГАЗ-71) уже не видать просторов Тундры, а на металлолом тоже не возьмут, отсюда ее дороже доставить будет, чем она стоит.

Зимник на Малошуйку коварный. Накат прочный и ровный, но местами по бокам колея и если нырнешь в нее, то выбраться наверх будет уже сложно.

Подъехали к одному мужичку. Техники у него вал, начиная трелевщиками додинозаврового периода и заканчивая вполне современным КамАЗом 6х6.

Этот КрАЗ вообще Франкенштейн. Чего стоит только фара от какой-то классики и пневмодудки. Но на Севере главное, чтобы техника работала и ее можно было починить, а не ждать запчастей неделями...

Если вдруг решите отправиться в Малошуйку помните, что гостиниц там нет и ночевка только в автомобилях. Можно попробовать напроситься к кому-то в гости или попробовать договориться в доме отдыха для локомотивных бригад. У нас это получилось и глава администрации помог нам переночевать в тепле. За что ему огромное спасибо.