Про Север, геройство и путешественников. Кому на Севера ехать и кому в снегах замерзать

27 August 2019

Здесь Север, молодой человек, а на Севере не всегда выполняются законы Дарвина, профессора Павлова и, даже, классиков Марксизма и Ленинизма. Это цитата из фильма "Спасите наши души", но она подходит к тем вопросам, на которые я попытаюсь ответить.

Мне часто пишут письма с просьбой рассказать о путешествиях по Арктике, хотя я совсем не считаю себя компетентным "на все сто", а Север ошибок не прощает.

На туристическом слете "Под рюкзаком" и потом, в беседах "на кухне" с известным арктическим "бродягой" Александром Еликовым мы затронули следующие вопросы:

  • Кто может ехать путешествовать на Север?
  • Кто погибает или становится пострадавшим в таких путешествиях?

Север манит многих, но то, что для одних выглядит как геройство, для других - работа и обыденная жизнь. Все эти зимники, метели, невероятный закат в Тундре, бегающие по снегу песцы или белые медведи. Многие работающие ТАМ не склонны к романтике. Для них это просто бизнес и способ заработать.

Тем же, кто едет на Север "за туманами", Саша раскрыл все карты и лишил всех нас образов героев, путешествующих по арктическим широтам. Выглядело это полным разоблачением большей части рассказов о таких путешествиях, но при этом не уменьшало заслуг тех, кто ехал сложными маршрутами и реально сделал что-то сложновыполнимое для человека.

Путешествовать по Арктике, по проложенным зимникам достаточно просто, если вы готовы к путешествию, знаете на что идете и не являетесь полным идиотом, которые, к сожалению, в тех широтах встречаются и с одним я был даже знаком. Пост про его "профессионализм" до сих пор гуляет сотнями перепостов.

Прежде всего, надо понимать, что путешествие по зимнику - это особенное движение по особенной дороге, со своими правилами и требованиями. Ты либо едешь по зимнику, либо стоишь на нем, заметаемый снегом, но тогда за тобой и за другими застрявшими приезжают спасатели на вездеходах. Дальше - дело техники.

В условиях целины и снежных заносов ездить без приложения адских усилий могут разве что механизмы на шинах низкого давления. Таких можно много найти от Архангельска до Чукотки. Они служат обычным людям и спецслужбам, помогают спасать и просто перевозят людей.

Здесь плавно переходим ко втором вопросу: в чем опасность Севера и кто может пострадать в условиях арктического путешествия. По моему скромному опыту и по огромному опыту Саши Еликова, мнение одно: страдают или погибают на Севере только те, кто не был готов к нему или был тем самым идиотом, решившим поиграть в героя.

Все погибшие и пострадавшие на зимниках, не считая случаев реальных чрезвычайных происшествий, не имели достаточного снаряжения, не имели представления о действиях в сложных условиях, элементарно, не были готовы к условиям низких температур и необходимости возможного "выживания" в ожидании помощи.

К примеру, не стоит отходить от автомобиля и пытаться дойти до цивилизации. Можно легко заблудиться, замерзнуть, усложнить поисковым службам работу, оказаться в желудке диких зверей и еще масса вариантов. Пеший поход по Арктике требует сил и умения, и только кажется, что легко пройти десяток километров по заносам.

Отсутствие элементарной подготовки и знаний - вот главная ошибка. Другая ошибка - излишняя вера в себя и русский авось. А вот тут проскочу, а вот тут проеду, а вот тут не утону. Не проскочит, не проедет, утонет... всему свое время. Но во многих местах без риска нельзя. Там жизнь такая. Там надо проскочить.

В остальном, как сказал Еликов, только со стороны кажется, что большая часть наших путешествий - это геройство. Север - такой же мир, в котором живут люди, в котором есть свои особенности жизни и дорожного движения. В общем, обломал нам все.

Про подготовку к северному путешествию, независимо едете вы в Архангельскую область или в Якутию, надо писать отдельный пост. Важно все, если вы планируете уезжать от цивилизации больше чем на 30-40 километров в мороз и в плохую погоду.

Общий посыл, надеюсь, был понятен. Север - это не только круто, красиво, необычно и, чтобы было что вспомнить. Север - это особенный мир со своими правилами, куда можно и нужно ездить. Вопрос лишь готовности мириться с некоторыми особенностями и лишениями.

Вам было бы интересно прочитать отдельно про подготовку автомобилей и экипировку экипажей, которые были у нас в путешествиях по Северу?

Есть еще интересные лайфхаки, как выживать вчетвером в одном автомобиле, в условиях морозов, сильного ветра и голодных белых медведей. Было много веселого и поучительного. Если интересно - пишите в комментах, а я расскажу об этом в последующих записях.

Заходите в мой Instagram, где всегда самое актуальное и свежее из моих путешествий, тестов техники и просто окружающего мира.

Попытка снять кадр в стиле фильма "В диких условиях". Настоятельно рекомендую посмотреть его тем, кто еще не видел, но грезит о диких путешествиях.
Попытка снять кадр в стиле фильма "В диких условиях". Настоятельно рекомендую посмотреть его тем, кто еще не видел, но грезит о диких путешествиях.