8,7K подписчиков

Новинка ОГЭ математика. Задачи на числовые последовательности. ЗАДАНИЕ 14

2,6K прочитали

Назвать это новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году задание будет более интересным, т.к. это текстовая задача.

Сегодня предлагаю начать разбор задач с арифметической прогрессии. Но статья на эту тему не последняя, так что подписывайтесь :)

А сегодня посмотрим такие задания с сайта РЕШУ ОГЭ:

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.
Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-2
Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-3

Представим себе, что вы пока не знаете формул для арифметической прогрессии (что вполне возможно, т.к. это тема 9 класса) и попробуем разобраться вместе как же решать такие задания.

Задание №1

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-4

Эту задачу можно решить и не зная, что такое арифметическая прогрессия и не применяя формул из справки. Достаточно сделать схему, в которой каждый раз увеличивать количество мест на 2 по сравнению с предыдущим рядом:

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-5

Видно, что это весьма трудоемкий процесс. А это всего лишь 8 рядов! А что будет если ряд будет 51-ым?

Вот здесь нам и понадобятся знания закономерностей в числовых рядах.

Если проследить закономерность как меняется количество мест с увеличением номера ряда, то заметим, что увеличение происходит каждый раз на 2.

Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, каждый член которой равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.

Значит это числовая последовательность - арифметическая прогрессия

Обозначим количество мест в первом ряду как а1, во втором - а2 и т.д.

Число, на которое меняется количество мест - разность арифметической прогрессии (d).

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-6

Заметьте, что количество двоек, которые прибавляются к "первому ряду" всегда на одну меньше, чем номер самого ряда!

Тогда обозначив через n - количество номеров, можно найти количество мест в любом ряду по следующей зависимости:

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-7

Значит решение задачи с помощью формулы арифметической прогрессии не составит большого труда (теперь когда вы понимаете что в ней означают n, a1 и d)

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-8

Задание №2

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-9

Ценообразование каждого последующего метра происходит по арифметической прогрессии. Из условия задачи понимаем:

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-10

НО здесь нам надо найти НЕ сколько хозяин заплатит за одиннадцатый метр, а сколько он заплатит за все одиннадцать выкопанных метров, с учетом что каждый последующий метр дороже предыдущего.

И здесь можно не искать стоимость каждого метра в отдельности и потом суммировать все стоимости. Можно и нужно воспользоваться готовой формулой для расчета суммы арифметической прогрессии из справочных материалов:

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-11

где n - количество выкопанных метров.

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-12

для подсчета по этой формуле, необходимо найти а11:

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-13
Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-14

Теперь все значения в формуле суммы известны, остается подставить и найти значение:

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-15

Задание №3

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-16

Посмотрим, что нам известно из условия:

  • Первый ряд состоит из 12 бревен (a1=12)
  • Последний ряд содержит 1 бревно (an=1)
  • В каждом последующем ряду количество бревен уменьшается на 1 (d=-1)
Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-17

Сколько всего рядов в кладке (n) догадаться не сложно и это n=12. Ведь количество бревен уменьшается каждый раз на 1. Если не догадываться а посчитать, то пользуемся формулой an:

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-18
Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-19

теперь воспользуемся формулой суммы арифметической прогрессии:

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-20

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-21

Значит всего 78 бревен.

Если вы знаете того, кто готовится к ОГЭ не забудьте поделиться с ним этой информацией. Всегда пригодится.

Продолжение следует...

Не забудь нажать на пальчик вверх после прочтения и подписаться. За это отдельная благодарность

(✿◠‿◠)

Назвать это  новинкой конечно нельзя. И в прошлых годах школьники на экзамене выполняли задания, связанные с последовательностями. Но в этом году  задание будет более интересным, т.к.-22