Однажды я задал сыну вопрос: «Что значит «извлечь урок?». Его ответ заставил меня задуматься о многом…
Делай, что говорят, и будь, что будет
Сын (второклассник) подходит с домашним заданием по чтению. На этот раз оно представляет собой тест по прочитанным сказкам. Проверяя ответы, последовательно доходим до пятого пункта. Он читает задание:
— Напишите название и автора сказки, в которой главному герою помогает волшебный персонаж. Расскажите, какой урок он ему преподал.
— Так… И какую сказку ты упомянул в ответе?
— «Кот с сапогах».
— Хорошо. Какой урок этот кот преподал главному герою?
— Ну, он говорил ему, что нужно делать.
— То, что он говорил — это понятно, а урок-то какой был извлечён его хозяином?
Сын молча хлопает глазами, давая знать, что не понимает, куда я клоню.
— Послушай, сынок, а что это значит — «извлечь урок»? Что такое вообще «урок»?
— Урок — это когда тебе говорят, что нужно делать, и ты это делаешь…
— На те, здрасьте… Приехали.
Завалить урок и умереть
Я начал понимать, что мы с сыном живём в разных измерениях.
— Ты хочешь сказать, что в школе вам на уроках говорят, что нужно делать, и вы это делаете?
— Ну да…
— Ясно. И всё-таки, сынок, выполнять чьи-то указания — это не обучение. Урок — это учёба, но учится человек только тогда, когда начинает сам соображать, как ему поступить. Выражение «извлечь урок» означает приобретение нового знания, а ты говоришь просто о выполнении инструкций. Но это лишь потому, что так, к сожалению, действительно учат в школе.
— А в чём разница-то?
— Разница вот в чём. Представь, что ты как есть оказался в лесу. И не в тропическом лесу, а в нашем, вот при этой-то погоде за окном. И рядом нет никого, кто мог бы дать тебе совет. Что будешь делать?
— Ну… Я отломаю какую- нибудь ветку…
— Так. Дальше?
— Потом привяжу к ней камень.
— Чем привяжешь?
— Лыком!
— Как ты его с дерева снимешь?
— Пальцами сдеру.
— Пальцами не сдерёшь, ногти, скорее, сдерёшь.
— Тогда острым камнем сдеру, как древние люди.
— И где ты острый камень возьмёшь?
— У реки, там много камней.
— У реки известняк, из него резец не выйдет: он слишком мягкий. Древние люди использовали кремень, а у нас кремня нет. Ближайшие его месторождения на Волге, а до туда добрых двести километров.
— Ну тогда не знаю…
— А знаешь в чём разница между невыученными уроками ТОГДА и СЕЙЧАС? Если ты заваливал урок ТОГДА, то просто умирал. А сегодня ты можешь расти дебил-дебилом, тебя всё равно будут кормить и одевать.
Бог по имени Интернет
Оперевшись подбородком на руку, сын приготовился слушать. Он знает: если папу понесло в рассуждения, то это надолго.
— Помнишь, мама спросила у меня, можно ли ЭТОТ колер разводить в ЭТОЙ краске?
— Ага. Ты ей сказал, что не знаешь.
— Верно. Что делает современный человек, когда не знает, что делать?
— Спрашивает у того, кто знает.
— А когда спросить не у кого?
— Тогда ищет ответ в интернете.
— Вот именно. У нас всегда под рукой есть уже готовые инструкции, поэтому необходимость придумывать что-то самому оказывается почти невостребованной. А у древних людей интернета не было и часто не было того, у кого можно было спросить совета, поэтому, сталкиваясь с неизвестным, им приходилось исполнять роль естествоиспытателя, то есть исследователя, экспериментатора. Другими словами, ИМ, в отличие от НАС, куда нужнее был ум. Нам сегодня важнее бывает учиться выполнять инструкции, а им важнее было уметь извлекать знание из полученного опыта. Именно поэтому школа готовит исполнителя чужих инструкций, но почти не учит мыслить самостоятельно и творчески.
— А почему? Почему школа такая?
Почему школа такая
Услышав папин голос, в комнату заходит чёрный кот по прозвищу Чингачгук. Он не понимает, о чём речь, но слышит голос хозяина. Хозяину он предан, как собака: хозяин на тренировку — он за ним, хозяин в баню — он за ним, хозяин пишет статью — кот у него на коленях. Преданная безмозглая тварь.
— Я расскажу тебе, сынок, почему школа такая. Ты знаешь когда стали открываться школы для простых людей, таких, как мы с тобой?
— Нет, не знаю…
— Около ста лет назад. До этого в школы ходили только очень богатые или знатные люди. И это были совсем иные школы, не такие, в какие сегодня ходят дети. А простой народ был безграмотен, потому что крестьянам грамота не нужна. Задача крестьянина — вырастить хлеб и прокормить царя с его двором. Для этого не нужно изучать науки, уметь писать и считать. Но всё изменилось, когда стали стоить заводы и фабрики. Царю и богатеям понадобились рабочие, которые смогут стоять у станков и управлять машинами. Вот тут-то и понадобилось обучать крестьян грамоте. И для них стали открывать школы. Но это были уже совсем другие школы, не такие, какие строились для богатых и знатных. В этих школах учили, в первую очередь, выполнять инструкции, то есть делать то, что говорят.
— И это означает, что меня не учат думать головой самостоятельно?
— Учат. Но явно не в том объёме, в каком это нужно, чтобы стать свободным охотником.
— А кто такой «свободный охотник»?
Два типа людей
Ведя разговор с сыном, мне пришла в голову мысль о том, что некогда планету топтало несколько видов людей одновременно. Но все вымерли, кроме сапиенсов. А сейчас, по всей видимости, сапиенсы начали расслаиваться на два лагеря. И кто знает, какой хитрый вираж закрутит эволюция, если отбор в каждом из этих лагерей пойдёт разным путём…
— Сынок, свободный охотник — это человек, не зависимый ни от кого и ни от чего. Где бы он ни был, на какой бы континент ни забрёл, он всегда сможет изготовить копьё и с его помощью взять добычу. Это и есть его свобода — в его силе, силе ума и тела, в его бесстрашии и решимости, подкреплёнными опытом и навыками. Но охотников, уходящих из родного обжитого угла всегда было мало. Гораздо больше было тех, кто предпочитал оставаться и хранить то, что уже имеешь.
— Но ведь сейчас не каменный век.
— Мир меняется, но люди по прежнему делятся на тех, кто остаётся и на тех, кто уходит. Первых называют «системными людьми», вторых — антисистемщиками. Но на самом деле всё наоборот.
— Почему?
— Потому что, чтобы выживать в одиночку и обладать самостоятельной волей, нужно быть человеком-системой, обладать системным мышлением и склонностью к организации жизненного пространства. Короче, нужно очень любить порядок и уметь его создавать. Антисистемщик же — это тот, кто стремится порядок разрушить, как твой младший брат. Но антисистемщик разрушает систему потому, что он — источник хаоса, то есть раздолбай. И вот ему-то без хозяина и чужих инструкций не выжить.
— Так я не понял: соблюдать инструкции — это плохо или хорошо?
— Хорошо. Уметь соблюдать инструкции — это хорошо. Но этого мало, если ты желаешь стать свободным охотником. К умению соблюдать инструкции должно добавиться умение их создавать.
Рудияр
Статьи по теме:
Каким будет образование будущего?
Инклюзивное образование: как решаются судьбы детей
Философия жизни: очень просто о самом сложном