Как дядька шаровую выбивал. Или как не остаться без колес после такого ремонта

Практически у всех автовладельцев, кто ремонтирует (или собирается ремонтировать) свой автомобиль самостоятельно, рано или поздно, возникает необходимость выпрессовки шаровых пальцев из кулака подвески. Будь-то замена рулевых наконечников или снятие рычага подвески, например, для замены сайлентблоков, либо, собственно, самой шаровой опоры. Вряд ли обычный среднестатистический автолюбитель будет баловать себя специальными съемниками для шаровых шарниров. Оно и понятно, так сказать, не рентабельно. Поэтому в гаражных условиях выпрессовка данных шарниров обычно выполняется при помощи молотка или кувалды....Ну и еще, при помощи пары, всем известных, выражений, если опора долго не поддается. В таком случае "достаётся" также и производителю автомобиля....

После наблюдений за подобной работой товарища по гаражному боксу, было решено подготовить данный материал. Возможно, он кому-нибудь принесет пользу, даже, вероятно, поможет уберечь от непредвиденных последствий и трат. Если это так, пожалуйста, отметьте публикацию вверх поднятым пальцем.

Сама по себе, эта работа "колхозная" и не рекомендуется производителями автомобиля, так как при ее выполнении существует высокий риск повреждения деталей подвески и трансмиссии автомобиля. Так же, не исключены увечья и возможный нанесенный вред здоровью исполнителя. А исполнитель, это тот самый товарищ по гаражному боксу. К счастью, никаких увечий он не получил и детали подвески тоже остались целыми, так как стаж ремонта авто своими руками у него имеется. Но, несмотря на это, он допустил некоторую ошибку при выпрессовке шарового пальца при помощи ударного инструмента. Тем самым усложнил себе работу. Здесь стоило бы уточнить, что он выпрессовывал шаровую опору рычага подвески типа МакФерсон. Рычаг демонтировался для замены сайлентблоков. Более того, работа усложнялась тем, что машина была установлена на домкрате. Да и автомобиль сам по себе не "свежий",а доступ к шаровой ограничен, - в непосредственной близости находился пыльник ШРУСа.

Какую же ошибку он допустил?

То-ли от спешки, то-ли понадеясь, что шаровый палец выпрессуется легче от собственного веса рычага (кстати он изготовлен из чугуна), он открутил рычаг от подрамника в обеих точках крепления и стал "дубасить" по кулаку. Естественно, жесткость в направляющей системе колес отсутствовала и часть энергии от удара расходовалась не на деформацию посадочного места пальца шарнира, а на перемещение самого кулака. Работа, естественно, была выполнена, но ее можно было значительно упростить открутив рычаг после выпрессовки.

Как показывает практика, при демонтаже рычага подвески, предпочтительнее сначала выпрессовать палец шаровый опоры из кулака, а затем откручивать рычаг от кузова/подрамника. Но это не всегда применимо в условиях ограниченного доступа к шаровой опоре.
Как показывает практика, при демонтаже рычага подвески, предпочтительнее сначала выпрессовать палец шаровый опоры из кулака, а затем откручивать рычаг от кузова/подрамника. Но это не всегда применимо в условиях ограниченного доступа к шаровой опоре.

Помимо риска повреждения защитного пыльника шаровой опоры и резьбовой части ее пальца, существует еще один "подводный камень" при таком методе выпрессовки. Который, кстати, может стать причиной весьма неприятных последствий для автовладельца. В лучшем случае, - стука в подвеске.

Обратите внимание на изображение снизу. Стрелками указаны последствия выпрессовки шаровой опоры с помощью кувалды. Данные наплывы металла могут препятствовать корректному усилию затяжки гайки шарового пальца. Фактически, усилие затяжки будет ощущаться. И гайка будет казаться затянутой. Но, на самом деле, шайба упирается в, так называемый, наплыв. Еще обратите внимание на зазор между пресс-шайбой гайки и ее привалочной поверхностью на кулаке подвески. Согласитесь, от такого резьбового соединения ничего хорошего ожидать не приходится.

Последствия от ударов кувалды
Последствия от ударов кувалды

Причем, нижний наплыв так же может сыграть злую шутку, - стать причиной перетирания пыльника шаровой опоры, если он находится в непосредственной близости. Хотя данная ситуация маловероятна, но она имеет место быть. Поэтому после выпрессовки шарового пальца рекомендуется осматривать его посадочное место в кулаке, а при необходимости, во избежание повреждений, обработать неровности.

Спасибо за просмотр!!!