Самые длинные фильмы в истории кинематографа

С того момента, как компьютерные технологии стали общедоступными и способность монтировать отснятые материалы уже перестала быть диковинной, определить самый длинный фильм становится всё сложнее. Ведь каждый, кому не лень может склеить в один трек всё имеющееся дома видео и назвать «это» законченным фильмом, продолжительность которого может быть хоть 300 часов.

Однако в этой статье я захотел собрать самые длинные фильмы в истории кинематографа, которые не только имеют эстетическую ценность, но и продолжительность которых оправдана творческим замыслом.
Во внимание не берутся сериалы, которые снимаются заведомо с расчетом на то, что будут демонстрироваться кусками. Все нижеперечисленные картины, несмотря на свою, подчас абсурдную продолжительность, снимались с расчетом на демонстрацию одним куском.

При этом не хотелось бы составлять какие-либо рейтинги, потому как стремительно развивающийся мир кинематографа никогда не стоит на месте. А бесконечно крутится со скоростью, как известно, 24 кадра в секунду.

Самые длинные экспериментальные ленты

154 часа (6 суток и 10 часов) длится фильм Cinématon французского режиссёра Жерара Куранта. Материалы, вошедшие в картину снимались в период с 1978 по 2010 г. Лента состоит из 2322 немых эпизодов, каждый из которых длится 3 минуты 25 секунд. В каждом из эпизодов — разнообразные художники, журналисты, приятели и друзья режиссёра, а также многие-многие другие. Все они делают, что им вздумается в отведённое для каждого из них время.

95 часов (без часа 4 суток) необходимо посвятить просмотру фильма «Матрёшка» немецкого режиссёра Карин Хёлер (Karin Hoerler). Картина не имеет звуковой дорожки и основана на одном фото, из которого выстраивается последовательность кадров. Фильм медленно показывает последовательность малосвязанных событий: парень едет на велосипеде, улица, гаражи, небо и прочее. Премьера ленты состоялась в 2006 г. во Франкфурте.

87 часов (3 суток и 15 часов) длится бессюжетная лента Джона Генри Тиммиса IV «Лечение Бессонницы». Основное действие фильма — чтение неким Л. Д. Гробаном своей поэзии, что перерывается спонтанными вставками пикантных клипов под музыку хэви-металл. Идея картины заключается в том, чтобы повторно запрограммировать умственную деятельность тех, кто страдает от бессонницы. Впервые лента была полностью показана в 1987 году в Чикаго Школой Художественного Института.
Подобные фильмы показываются как правило в галереях, на фестивалях и прочих арт-притонах.

Самые длинные игровые картины

931 минуту (15 часов 30 мин.) длится фильм «Берлин-Александрплатц» (Berlin Alexanderplatz) Рейнера Вернера Фасбиндера, снятый в 1980 г. Состоящий из 13 серий и эпилога, фильм рассказывает историю сутенера Франца Биберкопфа (Гюнтер Лапрехт), вышедшего из тюрьмы, где он сидел за убийство проститутки. Оказавшись на свободе, главный герой фильма начинает поиски самого себя. В фильме подробно восстанавливается атмосфера Берлина 1920-х годов. Лента снята по одноимённому роману Альфреда Дьоблина. О своём творении, режиссёр говорил: «Я просто, сам того не осознавая, сделал фантазию Дьоблина своей жизнью».

773 мин. (12 часов 36 мин.) — продолжительность фильма «Вне 1» (Out 1: Noli me tangere) режиссёра Жака Ривете (Jacques Rivette), который является одним из ярчайших представителей Французской Новой Волны. Картина снята в 1971 г. Когда автора фильма спросили, почему его творение носит такое название, он ответил, что выбрал слово «Out», как антоним к модному «in», которое ему казалось глупым. При просмотре фильма, складывается впечатление, что действие в нём будет иметь продолжение, отчего режиссёр решил прикрепить к названию картины цифру «один».
Лента поделена на 8 эпизодов, каждый из которых продолжительностью 90–100 мин. В целом, своей задумкой фильм обязан «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака. Такая продолжительность произведения позволила Ривете, подобно самому Бальзаку, осветить множество историй отдельных независимых персонажей, связанных между собой призрачными условными нитями. Эксперименты с ответвлениями сюжетных линий имели место в творчестве и других французских режиссёров того времени.

540 мин. (9 часов) длится филиппинский фильм «Эволюция филиппинской семьи» (Evolution of a Filipino Family) (Ebolusyon ng Isang Pamilyang Pilipino). Эту ленту в 2004 г. сняла Лав Диаз (Lav Diaz). Фестивальная версия фильма часа на полтора длиннее. Критики характеризуют эту картину, как монументальный, экстраординарный и дикий шедевр. Эта киноэпопея — рассмотрение под крупным планом маленькой горстки филиппинцев, которые борются друг с другом во время пятнадцатилетней политической неразберихи. Лента вошла в десятку лучших фильмов по мнению канадских кинолюбителей.

Самые длинные документальные фильмы

873 мин. (14 с половиной часов) заставит не отходить от экрана лента «Путешествие» (Resan) Питера Воткинса (Peter Watkins). Картина снималась на нескольких континентах в течение двух лет с 1983 и состоит из 19 частей. Идея фильма сосредоточена вокруг атомного оружия, затрат на оружие и власти. Фильм редко демонстрировался широкой публике. Одним из последних показов фильма стала демонстрация картины в Австрийском музее кино в Вене, которая состоялась в рамках ретроспективы работ режиссёра.

763 мин. придётся выделить на просмотр картины «Как Юконг передвигал горы» (Comment Yukong déplaça les montagnes), который рассказывает о последних днях Культурной революции в Китае. Режиссёры фильма Жорис Ивенс (Joris Ivens) и Марселин Лоридан Ивенс (Marceline Loridan Ivens) закончили работу над ним в 1977 г.

Читать на сайте