Мексиканский траффик, британское гетто и американские скинхеды

19 May

Рассказываем о сборнике короткометражного кино «Top 5 Oscars».

18+

С 20 мая в Okko можно посмотреть сборник короткометражного кино «Top 5 Oscars», который, казалось бы, объединен тем, что все эти фильмы отобрала Американская киноакадемия. Но на деле все пять говорят на одну тему — о детстве и вынужденном с ним прощании. 

Рассказываем про каждый из пяти фильмов подробнее. 

Кийто/ Wale

Деньги на свою короткометражку режиссер Барнаби Блэкбёрн собирал краундфандингом, и недаром: его фильм не только попал в оскаровский шорт-лист, но получил множество призов по всему миру — например, главную награду BAFTA. 

«Кийто» — британская драма о парне из гетто, который вышел из колонии для несовершеннолетних и решил поменять свою жизнь, чтобы больше никогда не оказываться за решеткой. Он идет искать подработку — в тюрьме получил навыки механика — и знакомится с приятным бородачом, который будто бы сошел с постера к «Джентльменам» Гая Ричи. Для отсидевшего срок Кийто слишком наивен, но нас не проведешь. Мы с первых секунд понимаем, что это знакомство ничего хорошим не закончится. И, конечно, Кийто окажется в ужасной ситуации, которая не приснилась бы ему и в страшном сне. 

Можно ли начать жизнь заново? Неужели внешняя респектабельность всегда побеждает, даже если она лицемерна? Мир несправедлив, и никто в нем не помнит о презумпции невиновности? Барнаби Блэкбёрн задает в своем фильме, пожалуй, слишком простые вопросы, но не забывает об эмоциях и саспенсе. 

Ну а британские акценты — это всегда здорово. 

Вне рая/ Sin Cielo

К другим языкам. Джианна Маартен рассказала историю про похищение девушек в Мексике, но сделала это с неожиданного ракурса. В течение всего, пусть и короткого фильма мы следим за подростком со смешным именем  Мемо, который ночами зарабатывает деньги запрещенными способами, а днем ухаживает за приятной девочкой из местной школы. Но внезапно девочку похитят посреди дороги, и ни Мемо со своими заработанными деньгами, ни несчастная бабушка исчезнувшей ничего не смогут с этим сделать.

Фильм говорит и о чувстве вины (если бы Мемо не проспал из-за своих ночных похождений, она бы не пошла в школу одна), и о невозможности жить в постоянном страхе, немного — о социальной несправедливости. Но главное, что волнует Джианну Маартен — это конкретная страшная тенденция: женщин в Мексике похищают каждый день, продают в сексуальное рабство, и никто ничего с этим не делает. Другой вопрос в том, что когда ты хочешь донести до зрителя такой четкий социальный посыл, кажется, куда лучше подойдет репортаж или хотя бы документальное кино. Но Джианна Маартен хоть и социально-ответственный, но вполне крепкий режиссер. И поэтому ее короткометражная история — куда больше, чем сухая статистика на финальных титрах.

Кожа/ Skin

Смесь «Американской истории Х» с французским мюзиклом «Агата Клери». Не будем спойлерить, но эта драма о последствиях агрессии и нетолерантности заканчивается, и правда, неожиданно. А начинается с пасторальных картин жизни одной маленькой неонацистской семьи. Бритый и усеянный татуировками папа, простая как песня мама и милый ребенок, который счастлив, так как его холят и лелеют. 

Но агрессия главы семьи витает в воздухе и ждет на кого бы вылиться. Вскоре объект появится — в виде афроамериканца, который улыбнулся его сыну в супермаркете. Банда неонацистов изобьет мужчину до полусмерти. Но возмездие последует, причем с двух сторон: и от черных ребят на районе, и от собственного сына.

Ошибки в воспитании бьют в первую очередь по родителям, иногда неожиданно больно. Поначалу этот фильм выглядит анахронизмом. Пользу толерантности и вред расизма все давно усвоили, а значит, пора подбирать для этой темы форму поизящней, чем басня. Но внезапно фильм делает сюжетный твист и вытаскивает самого себя за волосы из болота, в которое запрыгнул. Может быть, это всё еще не самый очевидный выбор лучшего короткометражного фильма года и, уж точно, слишком прямолинейный. Но если досмотреть его до конца — то вполне остроумный.

Выходные/ Weekends

Странно говорить о детстве, не используя анимацию. Режиссер Тревор Хименес снял бессловесный мультфильм о детском восприятии: о том, как много в жизни играют грезы и сны, и как иначе взгляд ребенка видит каждого из нас. Главный герой мультфильма — маленький мальчик, который проводит выходные с отцом, и для него каждая подобная поездка превращается в настоящее приключения. Но вскоре отец переедет, у мамы появится новый парень, и грезы мальчика станут немного страшней

«Выходные» похожи на «Науку сна» Мишеля Гондри (кстати, мы о нем недавно писали), но мультфильм совсем иной по настроению. Инфантильная беготня взрослых, живущих на грани бодрствования и сна, у француза вызывала подспудное раздражение, даже если в целом сувенирная лавка из самодельных грез была вам близка. «Выходные» вызывают обратный раздражению эффект, а классическая анимация с нарисованными от руки персонажами помогает воспринимать детские грезы так, как и положено, — с некоторой толикой наивности.

Лиса/ Fauve

Самая спорная короткометржка сборника, драма «Лиса» режиссера Джереми Комте, — рекордсмен по призам: у нее 41 награда и больше 70-ти номинаций. История разворачивается вокруг двух подростков: они дурят и разыгрывают друг друга на каждом шагу, и поэтому с первого раза ни за что не поверят ни единому услышанному слову. Конечно, это обернется трагедией — когда один из них попадет в беду, второму понадобится время, чтобы понять, что всё это не шутка. Но времени у них больше не будет. 

Аллегория, метафора, иносказание и притча — это всё о фильме, и он действительно производит сильное впечатление и превосходно снят. Дикость и буйство мальчишек, огромный мир вокруг, который полон опасностей и не понимает шуток. Другое дело, что Джереми Комте использует в построении сюжета запрещенный прием, но забывает об остранении и дистанции. От того кажется, что многие из тех, кого эта короткометражка проняла, просто слишком поверили в экранную трагедию.

Смотрите альманах «Top 5 Oscars» здесь