Новейшая экранизация "Спутников" Веры Пановой. Куда же катится этот поезд. ч.2

14 September

Начало тут

А доктор Супругов, побаловавшись с поварихой Фимой и откушав от пуза ворованной сгущеночкой, уже ставит перед собой более амбициозные цели. Увидев, что начальник поезда полный ноль, комиссар морально подавлен преследованиями старшей медсестры Фаины, Супругов решает прибрать к рукам власть на этом поезде.

Это они уединились и Юлия Дмитриевна, как парторг, изучает с беспартийным Супруговым "Философские тетради" Ленина. На что только не пойдешь, это я о Супругове, чтобы втереться в доверие к женщине.
Это они уединились и Юлия Дмитриевна, как парторг, изучает с беспартийным Супруговым "Философские тетради" Ленина. На что только не пойдешь, это я о Супругове, чтобы втереться в доверие к женщине.

Заручившись поддержкой Юлии Дмитриевны, этот упырь, а у него действительно вид полного упыря, Супругов начинает действовать. Пишет анонимки в компетентные органы о безобразиях, творящихся в поезде. Приезжают чекисты, но на удивление лояльно относятся к Белову и Данилову. Тогда Супругов начинает писать от своего имени заметки в газету о том, какой у них хороший поезд. И так получается, что все заслуги Данилова по организации нормальной деятельности персонала, высшее начальство начинает приписывать Супругову.

И пока доктор Белов пребывает в прострации, ему пришло письмо о гибели жены и дочери, власть к рукам прибирает Супругов.

Идет война, а командир воинской части сутками сидит вот в таком невменяемом виде у себя в купе и ничего не ест. И ни на что не реагирует. Как в каталепсию впал.
Идет война, а командир воинской части сутками сидит вот в таком невменяемом виде у себя в купе и ничего не ест. И ни на что не реагирует. Как в каталепсию впал.

А народ тем временем очень возмущается тем, что исполнять обязанности начальника поезда поставили прохиндея Супругова. И главное, что комиссар, зная об этом упыре все, ничего не может с ним сделать.

Только одна санитарка, бывшая учительница физкультуры Лена Огородникова, в этом поезде может резко в глаза сказать любому правду. Вот кто играл эту роль в трех экранизациях.

Жанна Прохоренко - Лена. 1965г.
Жанна Прохоренко - Лена. 1965г.
Таисия Калиниченко - Лена, 1975 г. Таисия на тот момент популярная ленинградская эстрадная певица, "Крестики-нолики", "Золушка" -  это ее хиты. И в этом фильме она исполняет прекрасную песню. И опять же из-за большего драматургического материала Калиниченко смотрится убедительнее Прохоренко.
Жанна Прохоренко - Лена. 1965г.
Даша Мельникова - Лена 2015 г. Не самое худшее исполнение роли. Наверное, единственная исполнительница в фильме, к которой особых претензий нет.
Жанна Прохоренко - Лена. 1965г.

И именно Лена своим резким обращением привела в чувство Белова - просыпайтесь доктор, Супругов власть захватывает. Правда, потом она пошла и попыталась повеситься. То ли от несчастной любви, то ли от того, что в поезде такой бардак. Ее спасли. Авторы фильма уже и не знают, что придумать, чтобы зрителя удивить. Такие затейники.

Ладно, заканчивая с упырем Супруговым. Добился он таки своего. Сделали свое дело его газетные статейки. Вот он уже на совещаниях по обмену опытом выступает с трибуны. Начальник поезда и комиссар сидят скромненько в зале, а Супругов на лихом коне.

Хитро выступает. Описывает передовой опыт всего поезда, а получается, что это его заслуга.
Хитро выступает. Описывает передовой опыт всего поезда, а получается, что это его заслуга.
И откуда что взялось у этого маменькиного сынка. Цицерон поездной.
Хитро выступает. Описывает передовой опыт всего поезда, а получается, что это его заслуга.

Добился своего Супругов. Его и орденом наградили. Данилову даже благодарности нет. И начальником поезда Супругова назначают, вместо Белова, которого переводят в стационарный госпиталь. Но все-таки авторы не могли пойти до такой степени против литературной первоосновы. Обломал Данилов все планы Супругова.

Пригрозил, что предаст огласке то, как Супругов сгущенку ворованную втихаря под одеялом ел. И потребовал, чтобы Супругов отказался от назначения под видом слабого здоровья. А потом еще и в Чехии прихватил Супругова, когда тот в одном из брошенных домов взял фарфоровую тарелочку для своей коллекции. Хоть тарелочка и маленькая, и край отбит, но все равно мародерство, трибунальское дело. Супругов и потух.

Но не хватило у авторов фильма выдержки достойно его закончить. Зачем-то они убили старшую медсестру Фаину. Вот только-только под конец войны она успокоилась на монтере Низвецком. Но отправили ее в фильтрационный пункт, где содержались наши бывшие военнопленные, освобожденные из немецкого плена. И опять кровавая гэбня показана. Наших бывших пленных там за людей не считают, держат в нечеловеческих условиях, тиф свирепствует. Вот Фаина там, спасая бывших пленных, заразилась и умерла. Наверное, решили этим придать образу Фаины какие-то положительные черты - она хоть и б..., но все-таки и на подвиг способна.

И увлекшись своими фантазиями по "улучшению" сюжета авторы фильма совершенно упустили многочисленные истории с раненными бойцами, которых перевозят в поезде. А если и рассказывают о них, то скороговоркой, очень формально. Если нельзя не рассказать, ладно, вот вам это по-быстрому.

К примеру, рассказ о раненном лейтенанте Крамине. Его в фильме Фоменко играл Валентин Гафт.

Гафт здесь неподвижно лежит и снимают его только крупным планом. Человек испытывает нечеловеческую боль, но все равно рассказывает о себе, все время повторяя слово "прэлестно". Плюс дают флэшбеки из его довоенной жизни. Даже не зная, что это Гафт, а это 1975 год и Валентин Иосифович был еще не так бешенно популярен у широкого зрителя, этот образ запоминаешь навсегда, и особенно это его "прэлестно".
Гафт здесь неподвижно лежит и снимают его только крупным планом. Человек испытывает нечеловеческую боль, но все равно рассказывает о себе, все время повторяя слово "прэлестно". Плюс дают флэшбеки из его довоенной жизни. Даже не зная, что это Гафт, а это 1975 год и Валентин Иосифович был еще не так бешенно популярен у широкого зрителя, этот образ запоминаешь навсегда, и особенно это его "прэлестно".
А вот здесь уже другой лейтенант Крамин. Артист неизвестный и не запоминающийся. Сказали лежать и произнести какой-то маленький текст. Халтурка по- быстрому. Проходной эпизод. Ни уму, ни сердцу.
Гафт здесь неподвижно лежит и снимают его только крупным планом. Человек испытывает нечеловеческую боль, но все равно рассказывает о себе, все время повторяя слово "прэлестно". Плюс дают флэшбеки из его довоенной жизни. Даже не зная, что это Гафт, а это 1975 год и Валентин Иосифович был еще не так бешенно популярен у широкого зрителя, этот образ запоминаешь навсегда, и особенно это его "прэлестно".

Или другой эпизод. Один из самых сильных и запоминающихся в фильме Фоменко. Комиссар Данилов встречает в поезде свою первую юношескую любовь - бывшую деревенскую учительницу Фаину. С их последней встречи прошло 22 года, с тех пор, как Фаина вышла замуж и уехала в город. Данилов потом женился на своей односельчанке, простой девушке Дусе. Но всю жизнь помнит эту свою первую и единственную любовь. И вот в поезд привезли двух раненных офицеров-женщин. У одной из них пришлось ампутировать ногу, к тому же она была беременна и здесь же в поезде родила ребенка.

Данилов приходит проведать одноногую роженицу. Морально поддержать. Он не узнает ее.
Данилов приходит проведать одноногую роженицу. Морально поддержать. Он не узнает ее.
Ее лицо скрывает тень, да еще она прикрывает лицо рукой с папироской. Но она  его узнала сразу и начинает выспрашивать про его жизнь. Данилов с удовольствием рассказывает о себе. А у нее очень мрачные перспективы. Калека с новорожденным ребенком. И чтобы помогли родственники, им надо будет поклониться.
Данилов приходит проведать одноногую роженицу. Морально поддержать. Он не узнает ее.
И только, когда ее понесли к саням, чтобы везти в госпиталь, Данилов узнал в этой седой, постаревшей женщине Фаину. И побежал, чтобы помочь нести носилки, это самое большое, что он мог для нее сейчас сделать.
Данилов приходит проведать одноногую роженицу. Морально поддержать. Он не узнает ее.
Он нес носилки, глядел на нее и вспоминал, какой она была в его памяти.
Данилов приходит проведать одноногую роженицу. Морально поддержать. Он не узнает ее.
А она тоже смотрела на  него и молчала.
Данилов приходит проведать одноногую роженицу. Морально поддержать. Он не узнает ее.

Вот такая получилась пронзительная сцена встречи Данилова и его первой и единственной любви в жизни. Маргарита Терехова, почему-то не она озвучивала эту роль, и Алесей Эйбоженко при минимуме актерских средств сыграли настоящую трагедию.

А вот как эта же сцена показана в "новоделе".

В какой-то деревушке санитарный поезд подбирает умирающую раненную, безногую женщину.
В какой-то деревушке санитарный поезд подбирает умирающую раненную, безногую женщину.
Это и есть Фаина, только у нее еще и глаз авторы фильма выбили, чтобы замотать лицо до неузнаваемости.
В какой-то деревушке санитарный поезд подбирает умирающую раненную, безногую женщину.
Данилов ее и не узнал поэтому при разговоре.
В какой-то деревушке санитарный поезд подбирает умирающую раненную, безногую женщину.
А уже потом, когда эту калеку грузили в машину, понял, что это Фаина. Только не понятно как. Лицо то же по-прежнему все замотано.
В какой-то деревушке санитарный поезд подбирает умирающую раненную, безногую женщину.

Вот и почувствуйте разницу между двумя этими сценами. Сыгранная на одних крупных планах, при минимуме актерских приспособлений, двумя выдающимися актерами, короткая трагическая сцена, за которой вся жизнь героев, и прошлая, и будущая. И что-то такое натужное, пытающееся изобразить мелодраму, обмотанное кровавыми бинтами и залепленное гримом. И это характерно для всего этого "новодела". Поверхностность и примитивизация, не вызывающая никаких сочувственных эмоций.

В конце концов санитарный поезд подкатил к окончанию войны. В "новоделе" в финале авторы зачем-то убили старшую медсестру Фаину и одной любовной парой, возвращающейся с фронта вместе домой, стало меньше. Наверное, для экономии пленки сделали это. Но и хватит об этом "новоделе".

Но еще одна очень значимая сцена для понимания характера герое - это возвращение домой Супругова и Юлии Дмитриевны. Супругов так доухаживался за Юлией Дмитриевной, что и она сама, и окружающие были уверены, что свадьбы долго ждать не придется. Сели они в одно купе, одного вагона, одного поезда, везущего их в один город.

И Юлия Дмитриевна расцвела, впервые за фильм вот так счастливо улыбается.
И Юлия Дмитриевна расцвела, впервые за фильм вот так счастливо улыбается.
И у Супругова на его вечно унылом лице, неожиданно появляется счастливая и довольная улыбка. И он с этой улыбкой начинает делить их с Юлией Дмитриевной продпаек. Весело делит. Он смеется и Юлия Дмитриевна тоже веселится.
И Юлия Дмитриевна расцвела, впервые за фильм вот так счастливо улыбается.
А потом она почему-то начинает мрачнеть.
И Юлия Дмитриевна расцвела, впервые за фильм вот так счастливо улыбается.

Вот, до того пока не прочитал книгу и не посмотрел "Поезд милосердия" совершенно непонятна была вот такая смена настроения у Юлии Дмитриевны. То смеялась, веселилась, а то враз помрачнела и стала пристально глядеть на Супругова. Что за причина? Не понятно. Продолжения-то этой сцены не было и больше эти герои в фильме "На всю оставшуюся жизнь..." не появлялись.

В "Поезде милосердия" никаких непонятностей в этом вопросе нет.

Это в фильме "Поезд милосердия" Супругов делит продукты. Это вам, это нам, это опять вам.
Это в фильме "Поезд милосердия" Супругов делит продукты. Это вам, это нам, это опять вам.
И Юлия Дмитриевна все прекрасно понимает. Кончился у Супругова к ней какой-либо интерес. Поделит он сейчас продукты и ляжет спать на своей полке, отвернувшись к стенке.
Это в фильме "Поезд милосердия" Супругов делит продукты. Это вам, это нам, это опять вам.
"Да, женщина обманулась в своих ожиданиях. Но держится хорошо".
Это в фильме "Поезд милосердия" Супругов делит продукты. Это вам, это нам, это опять вам.
"И как же я могла полюбить это ничтожество." Это они на вокзале прощаются.
Это в фильме "Поезд милосердия" Супругов делит продукты. Это вам, это нам, это опять вам.

А может Фоменко специально оставил открытым финал последней сцены с участием Супругова и Юлии Дмитриевны? Может у них все будет хорошо? Вот до "Поезда милосердия" у меня было как раз такое мнение.

В финале "На всю оставшуюся жизнь..." имеется очень патетическая сцена прощания. Под Берлином идут последние бои. Поезд уходит в Омск на годовой ремонт, личный состав отправляется в отпуск, из которого они уже сюда не вернутся. Хотя всякое может быть, ведь через три месяца будет новая война - с Японией. Но они этого еще не знают.

 Весь личный состав выстроен  и Иван Егорыч Данилов говорит проникновенную прощальную речь.
Весь личный состав выстроен и Иван Егорыч Данилов говорит проникновенную прощальную речь.
И эта вполне заурядная официальная речь превращается у простого русского мужика, комиссара Ивана Егорыча Данилова в признание любви своим спутникам -"братьям и сестрам милосердия". В конце он уже не в состоянии сдержать скупое мужское рыдание.
Весь личный состав выстроен и Иван Егорыч Данилов говорит проникновенную прощальную речь.
И его спутники испытывают такие же чувства и к своему комиссару.
Весь личный состав выстроен и Иван Егорыч Данилов говорит проникновенную прощальную речь.

Светлое и грустное завершение этого прекрасного фильма. Этим людям было что и как сказать о том "великом, тяжелом и святом" времени.

И небольшой постскриптум от Веры Пановой. Из ее книги "Из запасников памяти".

...Читатель заметит сходство между Иваном Егоровичем Даниловым и Иваном Алексеевичем Порохиным, описанным в этом очерке.
Деятельность Данилова - подлинная деятельность Порохина. Много сходных черт в их наружности и биографии. Но многое у Данилова и от других прототипов, не от Порохина. Например, его отношения с женой.
То же можно сказать об остальных героях повести.
Майор Даничев, начальник поезда, был старый ленинградский врач, интеллигентный, мягкий. Я сохранила эти черты в облике Белова, но собственно характер Белова, а также его семейная история Даничеву не принадлежат. Семья доктора Даничева в блокаде уцелела, и я ее не знаю. Сонечка, Ляля, Игорь пришли из других семей.
Гибель Сонечки и Ляли - типический сюжет блокадной трагедии.
Была в поезде превосходная хирургическая сестра - ее работу я описала в повести, - но она была гораздо моложе Юлии Дмитриевны, приветливая, приятной наружности, ни лицом, ни судьбой не схожая с Юлией Дмитриевной.
Из женщин ближе всех к своему поездному прототипу сестра Фаина. Только кончая повесть, я пожалела, что такая отличная женщина уходит из нее неустроенной, и я ее выдала замуж за монтера Низвецкого.
А вот кого, например, начисто не было в ВСП-312, чьей даже тени там не мелькало, - это доктора Супругова. На его месте была милая, тихая, серьезная Татьяна Михайловна Дьячкова, которая тогда приходила по мою душу в редакцию "Звезды" вместе с Иваном Алексеевичем. (Кстати, монументальной она выглядела только в шинели - худенькая была и хрупкая.)
Девятому вагону в "Спутниках" уделено много страниц. Это вагон-аптека, где в дни псковского боевого крещения делали операции, где безраздельно царила Юлия Дмитриевна, где Васька лежала под пальмой и определяла свой жизненный путь.
Перевязочная с пальмами и зеркалами была в одном конце вагона, в другом находилась маленькая аптека, с прорезанным в двери окошечком, а рядом с аптекой - на месте обычного проводницкого - мое купе со спальной полкой в глубине, двумя стульями и маленьким письменным столом.
Этой чистоте как нельзя лучше соответствовал общий дух поездного бытия: дух благопристойности. Я там не слышала крика, перебранки, разнузданных речей. Все ходили занятые делом, полные достоинства. Друг к другу относились уважительно! Друзья мои, как это было прекрасно, благородно и целебно. И так может быть, в сущности, в любом месте, если люди захотят...

И в завершении песня из этого фильма. Музыка Вениамина Баснера, стихи Бориса Вахтина и Петра Фоменко. Поют Таисия Калиниченко и режиссер фильма Петр Фоменко.

Часть 1

Пишите комментарии. Подписывайтесь на наш канал. Ставьте лайки.