Одна из вершинных ролей Николая Крючкова. Простой охотник-промысловик против государственной машины.

24 December 2020
Одна из вершинных ролей Николая Крючкова. Простой охотник-промысловик против государственной машины.

Много киноролей сыграл в своей жизни великий советский актер, настоящий русский самородок Николай Афанасьевич Крючков. Более 120 ролей. Но одна роль является вершиной его творчества.

И сегодня, 24 декабря \ по старому стилю\ 2020 года, исполняется 110 лет со дня рождения этого великого артиста и человека.

В августе 1962 г. на экраны страны вышел фильм режиссеров Владимира Скуйбина и Аиды Манасаровой "Суд". Это был последний фильм талантливого молодого режиссера Владимира Скуйбина, который за свою недолгую жизнь, он умер от тяжелой болезни в 34 года, успел снять четыре фильма. Самым знаменитым из которых была "Жестокость", об этом фильме мы писали здесь.

Скуйбина страдал очень редкой и неизлечимая болезнью спиного мозга - амиотрофическим склерозом, болезнь, которая влекла за собой полную атрофию всех мышц. На съемках "Суда" он был не просто полностью обездвижен, даже его речь могли разобрать уже только жена Нина и режиссер - соавтор Аида Манасарова. Манасарова уже помогала Скуйбину на съемках предыдущего фильма "Чудотворная", где была вторым режиссером. А на съемках "Суда" в связи с ухудшением заболевания Скуйбина, она уже была полноправным сорежиссером. Но, несмотря на болезнь, Скуйбин все-таки завершил съемки этого фильма.

Фильм снят по одноименной повести Владимира Тендрякова, одного из самых востребованных в 50-60- е годы советских писателей, писавшего на самые острые духовно-нравственные и социальные темы жизни советского общества.

Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут.
Камиль Икрамов

Слушай, будущий читатель: ты вместе со своим временем должен быть умнее и прозорливее меня, заранее жду твоих сомнений, огорчительно, если не смогу их услышать. Не пророк здесь вещал - пытался вдумываться всего-навсего человек, кому не чуждо самое распространенное человеческое - способность ошибаться. Я сам хочу жить и хочу, чтобы другие люди жили. А это возможно только при нравственных отношениях. Иначе жизнь становится тяжким бременем
Владимир Тендряков

Тендряков прожил чистую литературную жизнь… Строгий моралист, он считал себя вправе судить всех без разбору. При этом он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией, хотя бы подписанием какого-нибудь серьёзного письма протеста. Очень осмотрительный правдолюбец, весьма осторожный бунтарь. Но было в нём и хорошее, даже трогательное. Тем не менее он был настоящий русский писатель, а ни деляга, ни карьерист, ни пролаза, ни конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы.
Юрий Нагибин

Сценарий фильма написал сам Тендряков. Трое знакомых пошли охотиться на медведя. Опытный охотник-промысловик Семен Тетерин, сельский фельдшер, сосед Тетерина Митягин, и начальник крупного строительства Дудырев. Во время охоты происходит несчастный случай - увидев медведя по нему одновременно выстрелили Митягин и Дудырев. Медведь был убит, но одновременно кто-то из них случайно попал в проходившего по лесу сельского тракториста, которого тоже был убит.

Буквально за несколько секунд до выстрелов Семен Тетерин услышал, что кто-то идет по лесу и крикнул:"Не стрелять!". Но было уже поздно. Вот за этот момент ухватились прокурор и следователь прокуратуры, раз было предупреждение,значит, нельзя было стрелять. И возбудили уголовное дело об убийстве по неосторожности.

И встал вопрос, кого же привлекать к уголовной ответственности - начальника крупнейшего в районе строительства, от которого зависит все районное начальство, при этом опытного охотника? Или простого сельского фельдшера, многодетного отца и пьяницу, который и ружье то никогда в руках не держал? Пули, которая убила медведя, и пули, которая убила тракториста, на месте происшествия не нашли. И следствие решило привлечь к ответственности фельдшера, который практически не умел стрелять, и стоял на том месте, откуда легко можно было попасть в потерпевшего.

И тут Семен Тетерин при разделке туши медведя находит в нем одну пулю. Тетерина играет Николай Крючков.

Одна из вершинных ролей Николая Крючкова. Простой охотник-промысловик против государственной машины.

Этапная роль. Это одна из вершин его творчества. За те тридцать лет, что Крючков снимался в кино, менялась страна, менялись его герои. Клима Ярко сменил Сергей Луконин, потом появился боцман Парамон Матвеич из "Максимки", дальше пошли уже очень характерный завгар Корольков и начальник УГРО Ефрем Ефремыч. И вот пришли 60-е. И Крючков играет нового для себя героя, доброго и справедливого, но не сумевшего устоять перед обстоятельствами совершенно непонятной ему новой жизни. Потом режиссер Владимир Скуйбин напишет:

Семен Тетерин не просто новая роль в творчестве Крючкова. И он сыграл ее не только потому, что материал давал ему эту возможность, но главным образом потому, что как актер он был готов к этому шагу, к этому открытию в себе. Медленно, исподволь Крючков поднимал «потолок» своего дарования. И вот произошел перелом. Роль Семена Тетерина – качественно новая ступень в творчестве актера. Она открывала перед ним новые перспективы. Вот я смотрю на фотографии. Пожилой бородатый охотник Семен Тетерин, в стареньком пиджачке и косоворотке. Это не просто новая роль в его творчестве – это потолок его дарования, качественно новая ступень в творчестве актера. Вообще эволюция его творческого роста поражает. И это говорит не только об одаренности актера, о неограниченном диапазоне его возможностей, но и о вечном поиске нового в искусстве.

Владимир Тендряков в своем сценарии очень скуп на монологи и диалоги. Переживания главного героя не показываются, а описываются. Минимум диалогов, максимум внутреннего переживания. И Крючков выражает все чувства своего героя очень характерным взглядом. В зависимости от ситуации - это и испытующий взгляд, и испуганный, и ненавидящий, и в конце фильма это взгляд вконец запутавшегося, затравленного обстоятельствами простого русского мужика.

Вот, все, как правило, приводят в качестве самого выразительного взгляда глаза Юрия Яковлева, когда он играл князя Мышкина в фильме "Идиот". Ходила даже байка, что Яковлев отказался играть эту роль во второй серии фильма, так как боялся сойти с ума. В итоге фильм так и не был закончен.

Но глаза Крючкова - это уровнем гораздо выше. Владимир Скуйбин писал

Трудно забыть глаза актера – глаза думающего, страдающего человека, говорящие больше целых монологов.

Семен Тетерин находит в убитом медведе пулю. И пуля эта оказывается выпущена из ружья Митягина. Таким образом, получается, что большой начальник Дудырев убил тракториста и должен понести наказание. И перед Семеном встает нравственный выбор - отнести пулю следователю или не сообщать о находке. Но Семен ни Дудыреву, ни Митягину не желает зла.

Поэтому без всяких рефлексий решает поступить по справедливости - отдать пулю Дудыреву, а тот пусть сам решает свои вопросы со следствием. Дудырева играет Олег Жаков. В его исполнении это суховатый, абсолютно положительный герой. Но не хватает в нем чего-то живого. Не эмоционален и схематичен.

"Я тебе, Семен, в этом деле не помощник. Вот твоя пуля, решай сам, что с ней делать. Перед законом все равны. Иди к следователю".  Дал слабину честный и сильный человек Дудырев. А кому хочется самому себе петлю на шее затянуть.
"Я тебе, Семен, в этом деле не помощник. Вот твоя пуля, решай сам, что с ней делать. Перед законом все равны. Иди к следователю". Дал слабину честный и сильный человек Дудырев. А кому хочется самому себе петлю на шее затянуть.
"Перед законом, а не перед людьми. Не равняй себя с Митягиным, Константин Сергеевич. Люди-то, которые возле законов сидят, на тебя с почтением смотрят."
"Я тебе, Семен, в этом деле не помощник. Вот твоя пуля, решай сам, что с ней делать. Перед законом все равны. Иди к следователю". Дал слабину честный и сильный человек Дудырев. А кому хочется самому себе петлю на шее затянуть.

Не получилось у Семена решить вопрос по-простому, по справедливости. Кондовый медвежатник, цельная природная натура, не испорченная цивилизацией, не приучена вот к таким хитрым изворотам. Пришлось идти Семену к следователю.

" И чего ты это принес? Пулю? Дружка своего фельдшера выгородить хочешь? А как мы тебя привлечем за ложные показания? Да еще и за то, что необученного  Митягина взял с собой на охоту, ружье доверил, можем привлечь."
" И чего ты это принес? Пулю? Дружка своего фельдшера выгородить хочешь? А как мы тебя привлечем за ложные показания? Да еще и за то, что необученного Митягина взял с собой на охоту, ружье доверил, можем привлечь."
"Так как же вы будете доказывать, что Митягин виноват? Кривые у вас доказательства", - " О себе беспокойся."
" И чего ты это принес? Пулю? Дружка своего фельдшера выгородить хочешь? А как мы тебя привлечем за ложные показания? Да еще и за то, что необученного Митягина взял с собой на охоту, ружье доверил, можем привлечь."

Тут что надо отметить, прокурор и следователь прекрасно понимают, что ни Митягин, ни Дудырев не виноваты. Произошел несчастный случай, не являющийся преступлением. Но прокурор не хочет брать на себя ответственность за прекращение уголовного дела. Он боится жалоб со стороны родственников погибшего, обвинений в попустительстве и укрывательстве преступления. Поэтому их задача отправить дело хоть с Митягиным, хоть с Дудыревым в суд, и пусть суд вынесет окончательное решение.

Вот с такой государственной карательной машиной, у которой свои законы и обычаи, и столкнулись большой начальник Дударев, сельский фельдшер Митягин и простой, бесхитростный русский мужик, охотник-медвежатник Семен Тетерин. И машина эта, чуть отодвинув в сторонку Дудырева, переехала Митягина и Тетерина.

И получилось, что никому правда Семена Тетерина не нужна. Правд, оказывается, может быть много, и каждая права по- своему. Только вот что же делать простому таежнику? Он же видит - будет настаивать на своем, то могут и его за компанию с Митягиным, которого уже не спасти, в тюрьму упечь. И Семен ломается. Выбрасывает пулю и на повторном допросе у следователя заявляет, что пули не было. Чем очень следователя обрадовал, подтвердилась его версия о ложных показаниях Тетерина.

А потом был суд. Судили несчастного Митягина. Все в зале суда знали, что судят не того. Что Семен нашел митягинскую пулю в медведе, а значит в смерти тракториста виновен Дудырев.

Митягина играет Виктор Кольцов. Это классический образ "маленького человека" из русской литературы. У него последняя надежда, что Семен скажет правду.
Митягина играет Виктор Кольцов. Это классический образ "маленького человека" из русской литературы. У него последняя надежда, что Семен скажет правду.

Но Семен уже принял решение. Сцена в суде сыграна Крючковым гениально. Простой таежник, никогда не вравший, должен солгать в судебном заседании. Но он просто физически не может лгать. Не так воспитан. Судья просто клещами вытягивает из него односложные ответы.

И непонятно кто здесь главный подсудимый. Несчастный Митягин, или же главный свидетель по делу Семен Тетерин. Надо что-то говорить, отвечать судье на вопросы была пуля или не была, но Семен не может вымолвить ни слова. Врать не умеет, но не соврать нельзя.
И непонятно кто здесь главный подсудимый. Несчастный Митягин, или же главный свидетель по делу Семен Тетерин. Надо что-то говорить, отвечать судье на вопросы была пуля или не была, но Семен не может вымолвить ни слова. Врать не умеет, но не соврать нельзя.
Судью играет Валентина Телегина. Простая, добрая русская женщина. Она тоже все понимает, но ей нужно добиться от Семена хоть какого-то ответа. Но он молчит.
И непонятно кто здесь главный подсудимый. Несчастный Митягин, или же главный свидетель по делу Семен Тетерин. Надо что-то говорить, отвечать судье на вопросы была пуля или не была, но Семен не может вымолвить ни слова. Врать не умеет, но не соврать нельзя.
А отвечать надо и Семен выдавливает из себя, что не было никакой пули, что он это все придумал. Все, больше от него ничего не добиться. Присутствующие в зале разочаровано вздыхают - сломали матерого охотника.
И непонятно кто здесь главный подсудимый. Несчастный Митягин, или же главный свидетель по делу Семен Тетерин. Надо что-то говорить, отвечать судье на вопросы была пуля или не была, но Семен не может вымолвить ни слова. Врать не умеет, но не соврать нельзя.
И как же ему дальше жить?
И непонятно кто здесь главный подсудимый. Несчастный Митягин, или же главный свидетель по делу Семен Тетерин. Надо что-то говорить, отвечать судье на вопросы была пуля или не была, но Семен не может вымолвить ни слова. Врать не умеет, но не соврать нельзя.

Но суд свое дело знает. Митягина оправдывают. Все довольны. Доволен Дудырев, что не пострадал невиновный человек. Доволен также прокурор, что не пострадал невиновный и что теперь все претензии со стороны родственников можно адресовать суду. Митягин пребывает в полной прострации, ничего не понимая.

И получается, что единственным пострадавшим оказался главный свидетель Семен Тетерин. Не допонял он чего-то в этой новой для него ситуации. Хотел, чтобы лучше было всем, чтобы не пострадали бы ни Дударев, ни Митягин. Ведь Митягин не виноват, не он застрелил парня, и Дударев не виноват, роковая случайность, которую нельзя было предусмотреть. Но Митягина суд оправдал, Дудырев на суде признал, что это он застрелил потерпевшего, а Семен Тетерин, который всем хотел добра, солгал, тяжело, невыносимо тяжело, но солгал. Солгал, запутанный следователем.

И идет к себе домой Семен Тетерин, как будто это его только что осудили. "До чего дошел: последние месяцы, считай, заячьей жизнью жил. Это он-то! И добро бы беда настоящая грозила, так не было ее! Заместо зверя огородное пугало принял."
И идет к себе домой Семен Тетерин, как будто это его только что осудили. "До чего дошел: последние месяцы, считай, заячьей жизнью жил. Это он-то! И добро бы беда настоящая грозила, так не было ее! Заместо зверя огородное пугало принял."
Семен сжимал голову, готов был выть в один голос с Калинкой. Нет более тяжкого суда, чем суд своей совести.
И идет к себе домой Семен Тетерин, как будто это его только что осудили. "До чего дошел: последние месяцы, считай, заячьей жизнью жил. Это он-то! И добро бы беда настоящая грозила, так не было ее! Заместо зверя огородное пугало принял."

И как же так получилось, что смелый и отважный охотник стал таким слабым и трусливым лжецом. Кто же виноват? Следователь, прокуратуры который не поверил ему и пригрозил ответственностью за соучастие в убийстве? Прокурор, который не захотел иметь лишних жалоб от родственников погибшего, и незаконно отправил дело в суд? Дудырев, который не стал решать вопрос"по-тихому", как на это рассчитывал Семен?

А может все вместе, вся совокупность того, что называется новой жизнью, вторгшейся в патриархальный уклад жизни Семена, Митягина и других сельских жителей с началом строительства крупного комбината, которым руководит Дудырев. Не дает Тендряков, а вместе с ним и Скуйбин, однозначного ответа на этот вопрос. Как всегда, во всех произведениях Тендряков финал остается открытым.

После этого фильма Владимир Скуйбин планировал экранизировать повесть А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", напечатанную в журнале "Новый мир" в ноябре 1962 г. Но Владимир Скуйбин умер в ноябре 1963 г., да и вряд ли кто разрешил экранизировать эту повесть. Но можно с уверенностью предполагать, что главную роль простого русского мужика Ивана Денисовича Шухова сыграл бы в этом фильме Николай Крючков. И это был бы его очередной шедевр. Уж очень похожи Семен Тетерин и Иван Шухов.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.