Отец "русского шансона", любимец Григория Котовского и самый первый народный артист СССР из числа эстрадных певцов

2,7k full reads
5,3k story viewsUnique page visitors
2,7k read the story to the endThat's 51% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

1931 год. Начальник Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР, т.е. руководитель всей советской кинематографии, Борис Шумяцкий приезжает в Ленинград, чтобы посмотреть музыкальное представление "Музыкальный магазин" в исполнении джаз-оркестра "Теаджаз\театрализованный джаз\" под руководством Леонида Утесова. Эта театрализованная джаз-программа пользовалась огромной популярностью у публики. Шумяцкий предложил Утесову на основе этого представления снять звуковую музыкальную комедию, которые никогда ранее не снимались в СССР. Утесов согласился и предложил в качестве авторов сценария Н. Эрдмана и В. Масса, которые были авторами сценария "Музыкального магазина", в качестве поэта В. Лебедева-Кумача, а композитором дирижера Ленинградского мюзик-холла И. Дунаевского.

В качестве режиссера фильма Шумяцкий предложил Г. Александрова, который до этого не снял самостоятельно ни одной картины, но считался учеником С. Эйзенштейна и только что вернулся из длительной поездки в США. Наверняка многое там увидел и усвоил. Эрдман, Масс и Александров приехали к Утесову в Ленинград. Героем фильма сделали персонажа из "Музыкального магазина" Костю Потехина, из продавца его переквалифицировали в пастуха.

В итоге 25 декабря 1934 г. в Москве состоялась премьера музыкальной кинокомедии "Веселые ребята", которую без преувеличения можно назвать этапной картиной советского кинематографа. Первая звуковая музыкальная комедия, сделавшая всемирно знаменитыми до этого мало кому известных режиссера Г. Александрова, актрису Л. Орлову и композитора И. Дунаевского. А Леонид Утесов был в этой компании самым известным для советской публики. Его "Теаджаз" пользовался огромной популярностью. Только вот, за этот фильм режиссер Александров был награжден орденом Красной Звезды, актриса Орлова стала заслуженной артисткой РСФСР, а Утесова наградили... фотоаппаратом.

Леонид  Осипович Утесов. 1895- 1982 г.г.
Леонид Осипович Утесов. 1895- 1982 г.г.

Леонид Осипович Утесов \ Лазарь Иосифович Вайсбейн\ - это уникальнейшее явление советского эстрадного искусства. Простой еврейский мальчик из Одессы, который успел закончить в 1904-1909 гг. только 4 класса частного коммерческого училища, после отчисления из которого, ушел гитаристом в бродячий оркестрик, выступал в частных антрепризах куплетистом, чтецом юмористических рассказов. Никакого музыкального или драматического образования не получил, но при этом его необыкновенное природное дарование позволило ему стать великим советским певцом и музыкальным руководителем.

Он - родоначальник жанра советской песни. Он — ярчайшая личность с необыкновенным обаянием. Он — первый исполнитель тысячи песен, которые вслед за ним пела страна, а теперь они считаются классикой. Он был одним из самых умных и остроумных людей советской эпохи, его мемуары "Спасибо, сердце!" очень веселая и очень философская книга

Осенью 1917 г. в Одессе в гримёрку к только что выступившему куплетисту Утесову зашел мужчина в галифе и кожаной куртке богатырского телосложения поблагодарить за доставленное удовольствие. Им оказался легендарный бессарабский "Робин Гуд", благородный разбойник Григорий Котовский, гроза помещиков и жандармов, которым Утесов, как и все юные одесситы, восхищался с детства. И похвала такого человека очень польстила молодому артисту.

В 1921 г. Утесов приехал в Москву. Он играл в Театре революционной сатиры, оперетте, читал со сцены рассказы Зощенко и Бабеля, дирижировал хором. Настоящий синтетический актер. Но надо было на чем-то остановиться. И Утесов решил создать джаз-оркестр. К тому времени западный джаз не приживался в России, эта казалась чуждой. И Утесов решил сделать оркестр, не похожий на западные образцы. Его оркестр будет синтетическим, сочетать исполнение музыкальных произведений с театрализованным представлением. Там будут и слово, и песня, и танец, и даже интермедии - музыкальные и речевые. Это будет русский джаз, как раньше были созданы русская симфоническая музыка и русская опера.

8 марта 1929 года в Ленинграде в Малом оперном театре состоялось первое выступление утесовского "Теаджаза". Успех был необыкновенный. Имя Утесова вскоре стало обрастать легендами. И народ верил этим легендам.

О таких "доверчивых" людях еще в 1930 году Я. Лерри писал в журнале "Красная панорама" следующее: "Предсельсовета Пронькино Иван Степанович Кудаков рассказал нам некоторые подробности о хорошем малом Утесове: "Эх, и зда-аровый же черт! В потолок башкой упирается. А водку хлещет чище нашего попа. Сороковку в хайло и - не отрываясь. Сани на себе поднимает. Актер что надо. В Ленинграде, сказывал, окромя шинпанского и селедок в рот ничего не брал. Такой воспитанный".

Утесов не только родоначальник русского джаза, но и т.н. называемого "блатного шансона". Его "С одесского кичмана", "Лимончики", "Мурка","Гоп со смыком", исполненные очень весело и иронично, без так называемой блатной романтики, пользовались громадным успехом. Вот ролик к песне с "Одесского кичмана", где использованы кадры из фильма 1926 г. "Карьера Спирьки Шпандыря" , где Утесов играет главную роль этого самого Спирьки.

Особое место в творчестве Утесова занимала "морская" тематика. В "большом" кино он после "Веселых ребят" не снимался, но вот в киносборниках, состоящих, как бы сейчас сказали из клипов, постоянно участвовал. Так в 1940 г. он снялся в киноконцерте мастеров искусств с исполнением легендарной народной песни "Раскинулось море широко", которую знал еще в детстве.

А во время Великой Отечественной войны в его исполнении стала очень популярной песня "Мишка-одессит", музыка М. Воловаца, стихи В. Дыховичного.

Утесову много приходило писем, но вот это было особенное. Писал военный который осенью 1942 года посетил его концерт, переплатив спекулянтам в 10 раз от номинала.

Вы вчера исполнили одну песню Одессит Мишка. Не знаю кто эту Песню сочинил и где он взял материал Для нее. Но я знаю что эта песня только про меня ибо кто последним ушел с Одессы это я. Я оставил там мать я оставил там свою любовь я оставил все что мне было дорого в моей Жизни. И вот когда я услышал эти слова Ваши у меня загорелись глаза я стал весь дрожать у меня потекли слезы ибо я не в силах был удержать их. Правда многие зрители смотрели на меня и не знали чем это объяснить. Но конечно никто не мог знать ибо Одесса была приятна для Одессита и когда Вы ее исполняли Во мне чуть душа не разорвалась в клочья Леонид Осипович Ваши слова в песне где вы поете Ты одессит А это значит. В этой фразе можно только догадаться, одесситы -- это люди смелые, которые не боятся смерти, ибо я, когда оставлял Одессу, штыком своей Винтовки я прикончил 3-х мародеров и Вышел с этой схватки не вредим. Я тогда не плакал и вот теперь когда я услышал эту душераздирающую песню я заплакал что все вокруг сидящие обратили на меня внимание Леонид Осипович Вы меня извините что я написал скверно возможно что и не сложно Но я лучше не умею. Но дело в том что я хотел Вам изложить свою Благодарность за хорошее исполнение этой песни ибо она только сложена про меня. А поэтому прошу Вас выслать мне эту песню, и с этой песней я Буду Я буду еще больше бить гадов чем Бил до сих пор. Буду мстить за Нашу Красавицу Одессу. Мой адрес: Действующая Красная Армия ППС 736 п/я Одиннадцатый Гвардейский Батальон Минеров. Бендерскому М. Б

Утесов ответил на письмо. Завязалась переписка. Через некоторое время этот "Мишка-одессит" получил отпуск и появился у Утесова. Они договорились встретиться после победы. Но встреча не состоялась. "Мишка-одессит" погиб.

А вот как звучит легендарный "Мишка-одессит" в наши дни в исполнении Петра Налича. Это к тому, что нет сейчас ТАКИХ певцов. Да есть.

И еще одна песня на "морскую" тему. В 1951 г. Утесов решил создать как бы продолжение легендарной песне "Раскинулось море широко". Он написал музыку и попросил тромбониста своего оркестра написать стихи.

" Илюша, надо написать песню, похожую по настроению и содержанию на "Раскинулось море широко". Я уже и музыку сочинил. Вот послушай. Я напел ему мелодию. Мелодия ему понравилась, оставалось найти только конкретную тему песни. Тема... тема... Вдруг меня осенило воспоминание - Вакулинчук, матрос с "Потемкина", погибший за товарищей... У его ног я мальчишкой стоял на одесском молу. Надпись на его груди: "Один за всех и все за одного" -- никогда не уходила из моей памяти. " Илюша, песня должна кончаться этой фразой: "Один за всех и все за одного".

И Фрадкин написал прекрасные стихи. Опасаясь насмешек и недоверия - что за такая самодеятельность_ Утесов с тромбонистом песню написали, они решили выдать ее за "народную". Утесов пошел с песней к одному из начальников, ведавшим искусством.

"На днях," -- сказал я ему, -- "я получил письмо от старого матроса, он прислал мне песню -- слова и несколько строчек нот. Он и его товарищи распевали ее в начале века." " Спойте, -- сказало руководящее лицо. "Спустилась ночь над бурным Черным морем", -- запел я взволнованно: как-никак тайный, а все-таки автор. Начальник слушал, и в глазах его были все те чувства, на которые мы с Илюшей и рассчитывали. Когда я кончил, он сказал: "Ну, скажите мне, товарищ Утесов, почему народ может сочинять такие замечательные песни, а композиторы и поэты не могут?"

Вот эта замечательная песня - "Спустилась ночь над бурным Черным морем".

А это уже песня 1966 г. композитора В. Соловьева-Седого на стихи М. Матусовского, "Песня о неизвестном матросе".

Тремя вещами в своей жизни гордился Леонид Осипович Утесов - тем, что первым начал читать советские рассказы Зощенко, Бабеля и др. на эстраде; тем, что придумал театрализованный джаз; и тем, что первым начал петь советские лирические песни. Вот одна из них. Веселая лирическая песня "Одесский порт", музыка М. Табачникова, стихи Ильи Френкеля.

Эта песня и сейчас великолепно звучит. Снова Петр Налич.

Огромное число знаменитых музыкантов прошло через "Теаджаз", преобразованный потом в Государственный Эстрадный Оркестр РСФСР. Конферансье в его Оркестре были Евгений Петросян и Геннадий Хазанов. Утесову первому из эстрадных певцов было присвоено в 1965 г. звание народного артиста СССР. В 1966 г., в 70 лет, он оставил сцену. В своем последнем на ТВ интервью в 1982 г. за несколько месяцев до смерти, он пояснил, что "лучше уйти на три года раньше, чем на один день позже." Кстати, так же в 70 лет ушла со сцены в 1976 году и Клавдия Шульженко, дав на прощание фантастический концерт в Колонном Зале Дома Союзов.

А в своем последнем на ТВ интервью музыковеду Ольге Доброхотовой Леонид Осипович Утесов исполнил песню М. Табачникова, на стихи В. Никифорова "Перевал". Вот ею в исполнении Эдуарда Качанова мы и закончим наш небольшой рассказ об этом великом музыканте и человеке.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.