Челябинский трактор великан. ЧТЗ Т-800

Этот трактор настолько огромный и мощный, что способен работать даже на грунтах, для разработки которых бессильна даже взрывчатка. Скальные породы карьеров, вечная мерзлота, всё это он поднимает коронкой своего рыхлителя за счет мощности и собственного веса в 103 тонны, вместе с навесным оборудованием.

А еще этот трактор вошел в книгу рекордов Гиннеса, как самый производительный бульдозер в мире. Челябинский «царь-трактор» самый крупный из всех, что выпускаются в Европе, и один из немногих в своем классе (75), из всех, что выпускаются в мире.

Самый первый Т-800 был построен на ЧТЗ в 1983 году. Согласно технического задания, эта машина проектировалась для земляных работ большого объема в сложных условиях, прокладки дорог, строительства электростанций, и применения в карьерах. Т-800 применялся на строительстве Южно-Уральской АЭС.

Государственные испытания Т-800 проходили в Узбекистане, на карьере Мурунтау, это самый большой в мире золотодобывающий карьер. После успешного проведения испытаний два экземпляра челябинского сверхтяжелого бульдозера продолжили работу в Мурунтау. Насколько мне известно, они до сих пор находятся в Узбекистане, но уже не работают.

Особую ценность этот трактор представлял на алмазных разработках, так как позволял вскрывать скальную породу рыхлителем, без проведения взрывных работ. Взрывные работы могут повредить алмазы, вызывая микротрещины, из-за чего стоимость добытых драгоценных камней падает порой в 20 раз.

Т-800 способен вскрывать своим рыхлителем грунт в условиях вечной мерзлоты на глубину почти 2 метра. Вес навесного оборудования – 30 тонн.

В движение этот колосс приводится четырёхтактным шести цилиндровым дизельным двигателем 6ДМ-21Т. Объем этого мотора – 43.6 литров, мощность 870 л.с. Турбированный, с интеркулером, система смазки с сухим картером. Перед запуском мотора маслонасос некоторое время нагнетает масло в систему смазки. Такой же мотор применяется на некоторых карьерных самосвалах БЕЛАЗ.

Трансмиссия – гидромеханическая. Планетарная трёхвальная коробка передач имеет 4 скорости переднего хода и две реверсных. Максимальная скорость переднего хода – около 15 км/час, реверсная чуть быстрее – 17 км/час. Так сделано специально, что бы скорость отката (холостого хода) была выше, тем самым больше времени шло на проведение полезной работы.

Средний расход топлива при полной загрузке составляет приблизительно 150 литров/час. Запас топлива в баках на борту – 2100 литров.

Механизмы трансмиссии, в том числе и поворотные фрикционы, работают в масляной ванне.

Для бульдозера разработаны два типа гусениц. Более широкая для мягких грунтов, суглинков её вес составляет 8 тонн. Для скального, и вечной мерзлоты – более узкая гусеница весом 6 тонн. Это вес одной гусеницы.

Кабина оператора бульдозера двухместная, со звукоизоляцией, с двойным остеклением (стеклопакетом). Установлена кабина на резиновых подушках, снижающих вибрацию, оборудована виброизоляцией, отопителем и кондиционером. На то время это, наверное, была самая комфортная кабина среди всех советских тракторов.

Основные обороты двигателя выставляются ручкой на панели рычагов слева от оператора, подбавить «газку» можно педалью. Вторая педаль – тормоз. Управление поворотом осуществляется небольшими рычагами.

Всего за годы производства было собрано 9 экземпляров Т-800. Несмотря на то, что разработке уже больше 35 лет, морально устаревшей её назвать нельзя. Хочется верить, что они еще будут выпускаться, и будут востребованы, в том числе и на наших стройках.

Возможно, вам так же будет интересно почитать о тракторах "С-60" и "Коммунар"

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!