Чешский шедевр. Мотороллер Cezeta 501/2

1 April 2019

Впервые я увидел этот чудеснейший мотороллер лет 20 назад, и, несмотря на его состояние, а выглядел он весьма уставшим стариком, впечатление на меня CZ произвел мощное. Своей необычной внешностью, конечно.

Cezeta 502 с боковым прицепом Druzeta
Cezeta 502 с боковым прицепом Druzeta

Кажется, если у Cezeta 501 убрать колёса, то мотороллер так и останется висеть в воздухе, а может, и летать он смог бы. Дизайн ведь – улёт просто.

Первые мотороллеры Cezeta модели 501 появились еще в 1957 году. Первые три сотни экземпляров лишь сильно подогрели интерес публики к мотороллеру, как внутри Чехии, так и за её пределами. Автомобильная пресса уделила должное внимание новинке.

Создал «Чезету» знаменитый чешский мотоконструктор Ярослав Кох, причем работу над проектом он начал еще в 1940-м году, но в Европе сложные были времена, было не до мотороллеров.

Кузов здесь несущий, передняя часть удлиненная, топливный бак расположен над передним колесом, а не под сиденьем, в типичном для подобной технике месте. Благодаря такому решению, под сиденьем освободилось место под небольшой багажник.

Заливная горловина скрывается за стильной, хромированной крышкой.

Мотор одноцилиндровый двухтактный, с принудительным воздушным охлаждением. Объем 175 см3, мощность 8 л.с. У 502-й модели мощность была выше – 9.5 л.с.

Несмотря на вентилятор принудительного охлаждения, мотор перегревался на затяжных подъемах, хотя на Cezeta 502 эту проблему в целом, решили.

На первых партиях электрооборудование было 6 вольтовым, после модернизации стало 12 вольтовым, появился запуск от стартер-генератора.

Необычно большие, как для мотороллеров, двенадцатидюймовые колёса и гидравлические амортизаторы делали поездку мягкой и комфортной. Колёса крепятся ободом к ступице.

К началу шестидесятых годов чешские мотороллеры приобрели огромную популярность, экспортировались в более чем 20 стран, в том числе США, а кое – где наладили лицензионное производство. Даже в Новой Зеландии их собирали.

Поставлялись «Чезеты» и в СССР, где наряду с мотоциклом «Ява» были предметом особой гордости. Из-за высокой стоимости, в 1970-х Cezeta 502 можно было купить без особой очереди, в крупных городах они продавались в магазинах спорттоваров.

Отдельным шиком считаются Cezeta 501(2) с боковыми прицепами, особенно – «Друзеттой».

Ранняя версия "Друзеты" с обтекаемым крылом.
Ранняя версия "Друзеты" с обтекаемым крылом.

Эта «люлька» стала последней разработкой инженера Коха, она повторяет формы мотороллера вплоть до того, что имеет свою фару (вместо неё мог быть декоративный колпак) в передней части и декоративную, стилизованную под крышку бензобака хромированную накладку. Колесо коляски имеет свой тормозной механизм.

На этом фото одна из реплик бокового прицепа "Друзета".
На этом фото одна из реплик бокового прицепа "Друзета".

Druzeta - очень редкая вещь, насколько мне известно, фанатам проще и дешевле заказать изготовление реплики этого прицепа, чем найти и купить аутентичный, отреставрированный экземпляр.

Помимо боковых прицепов, ограниченной партией был выпущен дополнительный прицеп-багажник. Передней частью он крепился к мотороллеру, сзади - маленькое колесо.

За время производства, с 1957 по 1964 год, суммарно было собрано 115 тысяч «Чезет» 501 и 502 модели. В наши дни это культовая машина, гордость их владельцев, особенно ценны мотороллеры с колясками и с прицепом – багажником.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм