DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

18 February 2019
1,5k full reads
4 min.
1,8k story viewsUnique page visitors
1,5k read the story to the endThat's 80% of the total page views
4 minutes — average reading time

Грузовики DAF у нас хорошо известны и широко распространены. А вот о том, что эта компания выпускала небольшие легковые автомобили, мало кто сейчас помнит, несмотря на фурор, произведенный первой их легковой машиной 60 лет назад.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Небольшой автомобиль с передней частью угрюмого вида выглядел забавно, но самое интересное было под машиной. Трансмиссия «Вариоматик», проще говоря вариатор. Спроектировал её Йохан ван дер Бругхен, талантливый голландский инженер.

В 1960-х автоматические коробки передач не были большой новинкой, в США они были распространены почти повсеместно, в Европе устанавливались на седаны бизнес и премиум сегмента, но это были гидромеханические коробки.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Считается, что ДАФ -600 был первым легковым автомобилем с вариатором, но это не совсем так. Смело можно утверждать одно – это первая серийная машина с такой трансмиссией, а попытки установки вариатора на автомобиль предпринимались и ранее. Но, обо всем по порядку.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Под капотом находится двухцилиндровый четырёхтактный оппозитник с верхним расположением клапанов. Объем мотора 600 см3, мощность 22 л.с.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

В моторе обширно применяется алюминий, даже цилиндры отлиты из него, в них впрессованы чугунные гильзы. Охлаждение воздушное, с центробежным вентилятором, в «улитке» которого расположен спиральный маслоохладитель.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Рулевое управление – реечное, тоже редкость по тем временам. Подвеска всёх колёс независимая, сзади на пружинах, спереди на поперечной рессоре. Из-за лёгкости управления «ДАФ-600» позиционировался как удобный автомобиль для девушек, красавицы часто позировали на рекламных плакатах рядом с этой машиной.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору
DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Самым главным удобством, конечно, было отсутствие необходимости переключать передачи. Бесступенчатый клиноременной вариатор плавно меняет передаточное число от 4.4 до 20.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Крутящий момент двигателя передается на конический редуктор, откуда идет на механизмы сцепления центробежного типа. В механизмах сцепления есть вакуумная камера, связанная с впускным коллектором двигателя, воздействующая на поршень, который поджимает, или наоборот, отводит ведомый шкив в зависимости от нагрузки на мотор. Помимо этого сервопривода, ведомым шкивом управляет и центробежный механизм, под действием центробежных сил, грузы в нем расположенные, поджимают ведомый шкив вариатора к ведущему.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

«Вариоматик» на ДАФ-600 имел массу недостатков, главным из которых была недолговечность всей этой системы, ведь шкивы и ремни были открыты всем ветрам, как говориться, то есть вся пыль и брызги воды, летевшие с дороги, никак не способствовали долговечности вариатора открытого типа.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Вторым серьёзным недостатком была большая масса трансмиссии. Что бы вариатор сносно передавал максимальный крутящий момент, в систему пришлось включить бортовые редукторы, установлены они между шкивом и полуосью.

Примечательно, что недостатки проявлялись больше в гражданском использовании, так как в спорте «вариоматик» показал себя с лучшей стороны, из-за чего были наложены ограничения на применений вариаторов в авто и мотоспорте.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Серийное производство стартовало 23 февраля 1959 года. Через несколько дней этому малышу из Нидерландов исполняется 60…

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Официально в СССР машина не поставлялась, но попадается на некоторых архивных фото, видимо несколько штук приобрели для изучения конструкции.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Поначалу планы компании в отношении ДАФ-600 были амбициозными, в планах было выпускать по 50 тыс. машин в год, но реальность внесла свои коррективы, за всё время производства, с 1959 по 1963 год выпустили всего 30,5 тыс. экземпляров DAF-600 Variomatic.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Машина заняла свою нишу на европейском рынке, её действительно покупали девушки, но недолговечная клиноременная трансмиссия требовала постоянного внимания, ремонта.

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Несмотря на падение спроса и прекращение производства дебютной модели, эксперименты ДАФа с «Вариоматиком» не прекратились.

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм