ИЖ-14. Неудавшийся Ижевский внедорожник

29 July 2019

В начале семидесятых среди советских автозаводов шло самое настоящее соревнование за возможность выпускать лёгкий и комфортный гражданский внедорожник. Необходимость в такой машине давно была известна, попытки заполнить нишу обычными седанами, оснащенными полным приводом к успеху не привели, требовалась принципиально новая машина.

Ижевский автозавод, несмотря на свою так сказать молодость, тоже готовил свой вариант компактного внедорожника. К слову, довольно активно. ВАЗ-2121 еще находился в виде чертежей, когда Ижмаш собрал первый опытный образец своего «джипа».

Это – ИЖ 5, опытный образец, появился в 1970 году.

ИЖ-5
ИЖ-5

С виду и не скажешь, что это – плод работы конструкторского бюро, а не поделка гаражных умельцев, из серии «самавто». Но не спешите с выводами, эта несуразная коробка по большей части нужна была для испытаний агрегатов. А вот там было интересное решение.

ИЖ-14  фото Сергея Цыганова
ИЖ-14 фото Сергея Цыганова

Под капотом стоит 75-сильный мотор от Москвича 412 модели.С ним агрегатируется механическая коробка передач с раздаткой в одном корпусе, то есть, извечная проблема «Нивы» в виде вибраций от раздаточной коробки здесь просто устранена на этапе проектирования.

ИЖ-14  фото Сергея Цыганова
ИЖ-14 фото Сергея Цыганова

Управление трансмиссией осуществлялось всего одним рычагом, он же отвечал и за подключение переднего моста. Отдельно была маленькая ручка блокировки межосевого дифференциала.

Переднюю подвеску с небольшими изменениями взяли от «Москвича», а сзади своя, оригинальная, торсионная.

ИЖ-14  фото Сергея Цыганова
ИЖ-14 фото Сергея Цыганова

На испытаниях ИЖ 5 с технической стороны показал себя в целом неплохо. Настал черед разработки кузова.

Над кузовом работал Владимир Антонович Савельев, дизайнер Ижевского автозавода. Первый опытный образец в новом кузове появился в 1972-м и назвался ИЖ-14.

Машина получилась своеобразной. Красивой её назвать сложно, но ведь это был промежуточный вариант. Техническая часть перекочевала с предшественника, за исключением подвески заднего моста. Её решили сделать традиционной, на рессорах.

Передок с крупными секциями габаритного огня и указателя поворотов. В то время подобной светотехникой мог похвастаться лишь «Комби», ИЖ-2125, который только-только стал а конвейер, был еще с хромированной облицовкой радиатора и прямоугольными фарами.

ИЖ-14  фото Сергея Цыганова
ИЖ-14 фото Сергея Цыганова

От чего здесь задние фонари – не знаю даже. Немного похожи на перевернутые фонари «Оки», но её тогда еще и в проекте не было.

Салон простой, но по удобству, кажется, был не хуже чем у «Нивы».

В 1974 году машина проходит испытания, причем сравнения проводятся и с опытным образцом будущего ВАЗ-2121, который тогда выглядел вот так.

На испытаниях Ижевский внедорожник проигрывает Вазовскому по многим параметрам – управляемости, динамичности. К тому же, всем было понятно, что ВАЗ-2121 уже был гораздо ближе к конвейеру, чем ИЖ-14. Поэтому дальнейшие работы над ижевским внедорожником были прекращены, один из опытных образцов сохранился до наших дней.

Он находится в заводском музее, правда, свою аутентичность после реставрационных работ машина кое в чем потеряла. Решетка радиатора и светотехника изменились, хотя, судя по фото 90-х годов, машина была комплекта, и родная оптика была на месте.

Кстати, через пару десятилетий применение уникальной коробке передач, сблокированной с раздаткой, всё же найдется. После незначительных изменений агрегат адаптировали для полноприводной «Оды» ИЖ-2126.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм