ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

28 May 2019

Запустив в производство первый городской автобус, ЛАЗ-695, на Львовском заводе приступили к разработке междугородного, и специального, туристического автобуса повышенной комфортности.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Один из первых «люксовых» экземпляров перспективного автобуса появился в конце 1959 года. Широкой общественности о нем стало известно в начале 1960 года. Вот как он выглядел.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Это был совместная работа львовских конструкторов и специалистов НАМИ. ЛАЗ-698, на ливрее которого большими буквами красуется слово «Карпаты».

Опытный глаз заметит некоторые сходства в дизайне ЛАЗ-698 с «грустнолицыми» автобусами Mersedes тех времен. Действительно, есть что-то общее.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

В техническом плане и по уровню оснащения салона «ЛАЗ- Карпаты» был на высоте. Пассажиры размещались на креслах самолётного типа, в салоне был небольшой буфет, гардероб, умывальник и даже расположенный в корме туалет. Салон вмещал 34 пассажира.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Насколько мне известно, такую опцию в те годы можно было увидеть лишь на некоторых американских автобусах дальнего следования.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Так же в салоне было радио и отопитель. Кондиционера не было, но посередине крыши расположен широкий люк, обеспечивающий достаточный приток воздуха в салон. Панорамные окна, заходившие на крышу, тоже в те годы были новинкой. Комфорт обеспечивала и пневматическая подвеска.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Водитель тоже не был обделен вниманием.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Гидроусилитель руля и пневмоэлектрическая система управления КПП упрощала управление автобусом, а мощности бензинового V-образного двигателя от ЗИЛ-130 (который в то время еще только готовили к серийному выпуску) было достаточно для уверенной езды по горным дорогам.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Этот автобус был создан в единственном экземпляре, испытания показали ряд проблем, связанных по большей части, с прочностью кузова. В процессе их устранения, уже к концу 1960 года появляются еще два экземпляра «Карпат», уже под индексом ЛАЗ-699А.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Здесь за основу взяли выпускавшуюся уже на тот момент междугородную версию ЛАЗ-697, удлинили кузов и вывели панорамные окна на крышу.

Туалет и гардероб убрали. Мест в салоне стало больше. Изменился и внешний дизайн. Один из автобусов оснастили центральным прожектором, а вот экспериментальная пневмоэлектрическая система управления КПП ему не досталась.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Нею был оснащен только вот этот экземпляр. По факту, систему переставили в самого первого, «грустного» автобуса.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Из-за увеличения массы на эти автобусы установили более мощные моторы ЗИЛ-375, мощностью 180 л.с.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Во время испытаний, проходивших в основном, в Крыму, выяснилось, что коробка передач и редуктор заднего моста работают с серьёзной перегрузкой, а верхний ряд фар сильно слепит водителей встречных машин.

В 1962 и 63 годах появляется еще два автобуса. Это был так называемый третий вариант, отличавшийся дизайном передней части. Фары вновь расположены горизонтально. В салоне сколь либо значимых изменений не проводили.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

На одном из автобусов установлен задний мост и коробку передач от дизельного грузовика «МАЗ-500». Агрегаты показали хороший результат. На испытаниях перегрузки редуктора выявлено не было.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

На мой взгляд, именно этот вариант был самый красивый на внешний вид. Жаль, что он не пошел в серию.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

Последний из «круглых» Лазов под названием «Карпаты» был построен в конце 1963 года.

Он представлял уже собой, по сути, ЛАЗ-699А «Турист», производство которого стартовало в 1964 году, но продлилось недолго, всего два года.

ЛАЗ Карпаты. Красивые автобусы Львовского завода

В процессе обычной эксплуатации выявился недостаток, который «списал» еще самый первый экземпляр – кузов быстро шел трещинами, жесткость на кручение оказалась недостаточной, особенно эта проблема проявлялась в нагруженной задней части.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм