Мало ездил, был прожорлив и часто ломался. Внедорожник Hanomag 20 B, который добила русская зима

19k full reads
23k story viewsUnique page visitors
19k read the story to the endThat's 83% of the total page views
2 minutes — average reading time

Это была одна из немногих военных машин, задание на производство которой было выдано, как говориться, сверху. Помимо задания была разработана и концепция вездехода, Вермахту нужен был компактный, универсальный вездеход с очень хорошей проходимостью, важной особенностью которого были обе управляемые оси.

Вообще, до недавних пор оснащение еще и задней оси рулевым управлением было не самой простой задачей, снижавшей общую надёжность машины, и сильно усложнявшую её конструкцию. Что уж говорить про середину 1930-х, когда сложностью было сделать внедорожник с колёсной формулой 4Х4. Но, как говориться, партия сказала – надо…

Мало ездил, был прожорлив и часто ломался. Внедорожник Hanomag 20 B, который добила русская зима

Воплощать задуманное в металле взялись сразу несколько германских авто производителей. Одним из них была фирма Hanomag, у неё был достаточный опыт в производстве как военной техники, так и гражданских вездеходов.

Первые образцы нового Hanomag 20 B были собраны в 1937 году. О массовом конвейерном производстве изначально не шло и речи, потому что каждый отдельный экземпляр требовал индивидуального подхода в сборке и настройках. Впрочем, массовости заказчик и не требовал, акцентируя внимание на надёжности. Но и с этим были проблемы.

Мало ездил, был прожорлив и часто ломался. Внедорожник Hanomag 20 B, который добила русская зима

Несмотря на очень простой кузов с брезентовым верхом и отсутствие неразрезных мостов (подвеска всех колёс независимая, на пружинах), вес машины превысил 1700 кг, а двигатель при этом был мощностью 50 л.с.

Мало ездил, был прожорлив и часто ломался. Внедорожник Hanomag 20 B, который добила русская зима

Коробка передач пятиступенчатая, раздатка с понижающим рядом и постоянный привод всех колёс. Никаких усилителей рулевого управления и тормозов (механических, с тросиковым приводом на барабаны всех колёс) не было, поэтому от шофёра требовалась недюжинная сила и выносливость, особенно при езде по бездорожью.

Мало ездил, был прожорлив и часто ломался. Внедорожник Hanomag 20 B, который добила русская зима

Даже на ровной дороге мотор работал на полной мощности, постоянно грелся и пил бензин как не в себя, 17-18 литров, на просёлках и в полях этот показатель удваивался.

Кузов, как я уже говорил, был без жесткого верха и мог быть трёхдверных двухместным, четырёхдверным на 4 места, и в отдельных версиях для радистов, топографов, разведчиков и т.д. Была даже версия для установки лёгкой зенитки.

Мало ездил, был прожорлив и часто ломался. Внедорожник Hanomag 20 B, который добила русская зима

Попытки использовать вездеход в песках африканских пустынь провалились сразу, по указанным выше причинам. Двигатель и управляемые ведущие мосты соревновались за первенство – кто же из них сломается первым, поэтому почти все машины оставили в Европе, где вездеходы еще более-менее выживали, особенно если редко сворачивали с асфальта городских улиц или хорошо укатанных сельских грунтовок.

Мало ездил, был прожорлив и часто ломался. Внедорожник Hanomag 20 B, который добила русская зима

В 1940-м году выпуск Hanomag 20 B был прекращен, а годом позже большую часть машин отправили на Восточный фронт.

Отсутствие дорог, своевременного (весьма непростого) технического обслуживания и зимние морозы добили оставшиеся вездеходы еще в то время, когда немецкая армия активно продвигалась вперед, почти не встречая сопротивления.

Мало ездил, был прожорлив и часто ломался. Внедорожник Hanomag 20 B, который добила русская зима

До наших дней уцелели по разным данным около десятка экземпляров этого сложного и ненадёжного внедорожника, о котором, к слову, сами немцы не очень-то любят вспоминать.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru