Медицинский ПАЗ – 653. Первая «санитарка» послевоенной эпохи

2,6k full reads
2,8k story viewsUnique page visitors
2,6k read the story to the endThat's 91% of the total page views
2 minutes — average reading time

На днях я уже писал о «Волге» с кузовом универсал, созданной по заказу медиков, и решил немного углубиться в историю этого специализированного транспорта. Если говорить о советских «каретах скорой помощи», то нельзя не вспомнить о ПАЗ-653, ныне позабытом автомобиле, который в своё время был настоящим прорывом.

Медицинский ПАЗ – 653. Первая «санитарка» послевоенной эпохи

ПАЗ-653 стал первой специализированной машиной, которой комплектовались станции скорой помощи в райцентрах, и небольших городах, обслуживавшие всякие поселковые поликлиники, роддома, и т.д., в послевоенный период.

Конечно, глядя сейчас на этот фургон, первая мысль, которая вертится в голове – а как на этом, по сути, грузовике, можно было возить пациентов вообще, и рожениц в особенности.

Медицинский ПАЗ – 653. Первая «санитарка» послевоенной эпохи

Да, «санитарка» действительно построена на шасси обычного грузовика ГАЗ-51, но в начале 50-х всё еще нередки были случаи, когда пациентов везли в больницу на чем придется, даже на телеге запряженной лошадью, а женщины в предродовом положении и вовсе могли топать пешком километров по 10-15. На фоне этого всего специализированный ПАЗ-653, укомплектованный медицинским оборудованием и медперсоналом, был огромным прогрессом. Да и по большому счету, та же «Буханка» ульяновская по уровню комфорта не намного лучше «Газона», а ведь в глубинке "Буханки" встречались еще, лет пять назад даже.

Медицинский ПАЗ – 653. Первая «санитарка» послевоенной эпохи

Немного истории создания ПАЗ-653. Проектировать машину начали еще на Горьковском автобусном заводе (ГЗА) в конце 1940-х, первые образцы были еще на основе грузовика с деревянно-металлической кабиной, с которой кузов представлял собой одно целое решение. Вот как он выглядел.

Медицинский ПАЗ – 653. Первая «санитарка» послевоенной эпохи

Вскоре вся документация и наработки были переданы в Павлово, где в 1953 году началось производство. Поначалу и здесь «санитарки» были с деревянно-металлическим кузовом, но вскоре уже кабину с кузовом раздели, и машина прибрела свой окончательный внешний вид.

Медицинский ПАЗ – 653. Первая «санитарка» послевоенной эпохи

Кузов имел две двери и шесть окон, был довольно светлым. Погрузка носилок, при необходимости, осуществлялась через двухстворчатую дверь в корме. По левому борту располагались сиденья для медперсонала, справа тоже были откидные сиденья, еще были всякие ящички для медицинского инвентаря. Одновременно можно было везти четверых пациентов на носилках и шестерых сидячих.

По центру кабины расположена фара искатель, а на крыше фургона были два плафона с обозначением красного креста.

Медицинский ПАЗ – 653. Первая «санитарка» послевоенной эпохи

Несмотря на прекращение производства в конце 1957 года, кое – где эти «санитарки» даже в конце 1970-х еще использовались по прямому назначению, к тому же, списанные со «скорых» они долгое время были транспортом так называемых «вытрезвителей». Старшее поколение наверняка помнит, что были такие учреждения «специальной медслужбы».

Медицинский ПАЗ – 653. Первая «санитарка» послевоенной эпохи

Сейчас эти машины окончательно ушли в историю. Первый и единственный раз я видел такой фургон в 1993 году, если мне память не изменяет, на нем какой-то фермер ездил, овощи возил. Кузов, конечно, уже был без окон, машина окрашена кисточкой в зеленый цвет, а единственным упоминанием о медицинском прошлом грузовика был чудом уцелевший на крыше плафон фонаря с красным крестом.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм