Москвич по прозвищу «Буратино»

2,4k full reads
3,3k story viewsUnique page visitors
2,4k read the story to the endThat's 75% of the total page views
3 minutes — average reading time

Иногда на старых фотографиях советских городов можно увидеть довольно интересную машину, сильно выделяющуюся на фоне остальных своей необычной, деревянной внешностью.

Москвич по прозвищу «Буратино»

Вот например, фото из Киева, предположительно середина 1950-х. Среди нескольких ГАЗ М-20 виден небольшой фургон, передней частью напоминающий «Москвич» первого поколения, а остальным кузовом напоминающий американские «универсалы» 40-х и 50-х годов, так называемые «woody», машины с деревянным кузовом, натуральность которого не скрывали под листами металлической обшивки.

Москвич по прозвищу «Буратино»

Так и есть, это «Москвич» первого поколения, с кузовом универсал, или вагон, получивший индекс 400-422, а из-за своей деревянной внешности, получивший народное прозвище «Буратино».

Как и для базовой модели «Москвич-400», основной для «Буратино» послужил всё тот же довоенный Opel Kadett, только с кузовом «стейшн вагон». Его разрабатывали в Германии с «оглядкой» на американские машины, собственно откуда и «стейшн вагон» появился в названии, но в серийное производство та машина, насколько мне известно, не пошла.

Москвич по прозвищу «Буратино»

В отличие от «Слона», так называли «Москвич-400(1)» за характерную «сутулость», «Буратино» не повторял досконально решения своего прототипа. Дело в том, что кузов Опеля – «вагона» хоть и был деревянным, но сложной конструкции с покатой цельнометаллической крышей и задними стойками.

Москвич по прозвищу «Буратино»

В СССР до середины 1950-х тонкий стальной лист был в большом дефиците, металл старались экономить, как могли. Да и штампов деталей кузова- универсала, в отличие от седана, не было. Всё что можно было упростить – упросили. Кузов представлял собой деревянный каркас, двери и боковые панели были из бакелитовой фанеры, крыша представляла собой реечный каркас с натянутым поверх него гранитолем. Задняя дверь двухстворчатая, распашная.

Москвич по прозвищу «Буратино»

В 1947 году первые 10 (по некоторым данным 11) экземпляром «Москвича» с деревянным кузовом были построены, это была опытная партия, для испытаний.

Экспериментальный грузопассажирский универсал на шасси Москвич-400. 1947 год. В серию он не пошел.
Экспериментальный грузопассажирский универсал на шасси Москвич-400. 1947 год. В серию он не пошел.
Экспериментальный грузопассажирский универсал на шасси Москвич-400. 1947 год. В серию он не пошел.

Испытания машины проходили в разных учреждениях, но результат был один –масса нареканий по кузову. Он быстро утрачивал прочность, древесина трескалась в местах соединений (кузов, между прочим, собран был на мебельных винтах с полукруглыми шляпками) он разбухал в сырую дождливую погоду, а в летнюю жару наоборот – рассыхался. Гранитоль, из которого была сделана крыша, быстро трескался в местах соприкосновения с каркасом кузова и пропускал воду.

Экспериментальный грузопассажирский универсал на шасси Москвич-400. 1947 год. В серию он не пошел.
Экспериментальный грузопассажирский универсал на шасси Москвич-400. 1947 год. В серию он не пошел.
Экспериментальный грузопассажирский универсал на шасси Москвич-400. 1947 год. В серию он не пошел.

От планировавшейся поначалу грузопассажирской версии деревянного универсала отказались безоговорочно. Грузовой вариант после всех доработок, которые смогли внедрить, всё же запустили в производство пару лет спустя, в 1949-м.

В открытой продаже универсалов не было. Распределялись они по госучреждениям, в основном относившимся к Министерству связи.

Москвич по прозвищу «Буратино»

Возили почту, посылки, газеты. В качестве развозного фургона для доставки товаров машину использовать не рекомендовалось, так как её грузоподъемность была всего лишь 200 килограмм.

Москвич по прозвищу «Буратино»

При перегрузе кузов особенно быстро выходил из строя, особенно это было заметно по «Москвичам», работавшим на «инкассации» телефонов-автоматов, ведь даже небольшой мешочек с мелочью весил прилично, и порой загрузка «Буратино» превышала допустимую, раза в три. Кузовов в таком случае хватало, от силы, на пару лет.

Москвич по прозвищу «Буратино»

Примечательно, что деревянный «Москвич 400(1)-422» пережил на конвейере своего цельнометаллического собрата. Производство «Буратин» прекратилось лишь в 1956 году. За все годы выпуска собрали 11129 универсалов с деревянным кузовом, но до наших дней уцелело всего около полутора десятков экземпляров.

Москвич по прозвищу «Буратино»

Деревянный кузов был по своему красив, но недолговечен. В техническом плане машина не отличалась от базового «Москвича» первого поколения, о котором я ранее уже писал.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм