ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

31k full reads
36k story viewsUnique page visitors
31k read the story to the endThat's 87% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

Небольшой желтый автобус, неторопливый как 70-е, из которых он родом, не спеша подъезжает к остановке, обдавая потоком тёплого воздуха от расположенного сбоку радиатора, неторопливо открываются дверцы, неторопливо закрываются неторопливыми пневмоцилиндрами, затем звонкий треск включения передачи, и автобус неторопливо отъезжает от остановки, со звуком трогающегося грузовика, на базе которого он и был сделан.

Помните их? Я помню, кажется нет такого места в нашей необъятной стране, нет такого города, в котором лет 20 назад такой «Пазик» не курсировал по городскому маршруту. А уж в ближнем пригороде райцентров колесить ему и вовсе судьбой велено. И колесили они неторопливо, да и сейчас, наверное, нет-нет да и встретится на дороге «колобок».

ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

Почему-то автобус ассоциируется именно с оранжевым цветом. Из всего множества раз когда я их видел, когда доводилось ездить в них, не оранжевого цвета были несколько штук всего. Последний, который я видел у нас в городе пару лет назад тоже был оранжевым. Работал на городском маршруте низкой загруженности, но в последние пару дет не видел его, отработал своё уже «пенсионер», наверное…

Автобус родом из 60-х. Его разработка началась еще в 1957 году, и неторопливость автобуса была заложена уже на этапе очень неторопливой подготовки к производству, занявшей аж 10 лет. С конвейера ПАЗ 672 стал сходить в 1967 году. Но зато в производстве продержался 22 года, последние «Пазики» 672 модели покинули завод в 1989 году. За 22 года завод в Павлово изготовил 288 688 «Пазиков», получивших из-за своих округлых форм народное название «колобок».

ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

Салон автобуса вмещал 23 места для сидения. Мест для тех, кому не повезло, и приходилось стоять было еще десятка два. Салон нельзя было назвать просторным, но он был каким-то уютным, что ли.

ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

Автобус создан на базе грузовиков ГАЗ-52/53, с соответствующими плюсами и минусами. Из плюсов – унификация по запчастям двигателя и некоторых других деталей, клиренс в 28 сантиметров позволял проехать почти везде, относительно небольшой расход топлива, около 22 литров на сотню при скорости 60 км/час, из минусов… рычаг газоновской коробки передач в автобусе не очень удобно расположен был, сказывался водительского места туда, где у грузовика капот, да отсутствие гидроусилителя на большинстве машин требовало от водителя повышенных усилий.

ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

Кстати, несмотря на неплохую проходимость автобуса, на базе 672-го было построено некоторое количество полноприводных машин на базе ГАЗ-66.

ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

Сколько всего автобусов в полноприводной модификации было построено, я не знаю, но это пожалуй единственный такой автобус общего назначения в мире был. Плохое состояние дорог, а порой их полное отсутствие генерировало вот такие забавные технические средства, в разработке которых СССР явно лидировал.

Вид на двигатель из салона. Обычный, без ГУР.
Вид на двигатель из салона. Обычный, без ГУР.
Вид на двигатель из салона. Обычный, без ГУР.

Вид на двигатель спереди. Вверху виден бачок гидроусилителя, эта модификация с ГУРом, на который идет отдельный ремень.
Вид на двигатель спереди. Вверху виден бачок гидроусилителя, эта модификация с ГУРом, на который идет отдельный ремень.
Вид на двигатель спереди. Вверху виден бачок гидроусилителя, эта модификация с ГУРом, на который идет отдельный ремень.

Приборная панель лаконична, но необходимый минимум приборов на месте. Стилистически она напоминает приборку «Запорожца» ЗАЗ 966. На спидометре красуется цифра 120 км/час, но максимальная скорость была 80. Этого вполне хватало, автобус строился не для хайвея.

ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

За время производства автобус неоднократно модернизировался. Внешность при этом, не считая светотехники, оставалась практически нетронутой. Выпускался в различных модификациях, некоторые из них для специфических условий эксплуатации – северная и для тропиков, туристическая, в 80-х была попытка установить на автобус дизель минского производства, но так и осталась попыткой, в виде шасси автобус поставлялся на Кубу, была даже горная модификация с ремнями безопасности на всех сидениях, усиленными тормозами и гидроусилителем руля. Полноприводную версию я уже упоминал выше, а про холодильник, известный как «Пингвин» у меня будет отдельный рассказ.

Все фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua