Первый советский тяжелый мотоцикл. НАТИ-А-750

13 December 2018
7,7k full reads
2 min.
10k story viewsUnique page visitors
7,7k read the story to the endThat's 77% of the total page views
2 minutes — average reading time

Малоизвестный, редкий мотоцикл, с которого началась история создания тяжелой мотоциклетной техники в СССР. Разработка НАТИ-А-750 началась в 1931 году инженерами Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, в 30-е он автотракторным назывался. Работу над проектом возглавлял Петр Можаров. Именно он в дальнейшем создавал первые мотоциклы ИЖ.

(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.
(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.

Создавая мотоцикл, инженеры изучали уже имеющиеся наработки западных фирм. V-образный 4 –х тактный мотор объемом 748 (по некоторым данным 746) см3, с нижним расположением клапанов был схож с американскими двигателями Harley-Davidson. Шестеренный привод клапанов, система смазки с маслонасосом. Мощность – 15 л.с.

(с) фото из открытых источников
(с) фото из открытых источников

Управление переключением передач – рычагом, сбоку, было тогда распространенным решением на мотоциклах. Цепной привод, открытый, на заднее колесо. Впервые на советском мотоцикле появился замок зажигания и приборный щиток. Тормоз заднего колеса работал от педали, привод механический.

(с) фото из открытых источников
(с) фото из открытых источников

Рама – штампованная, передняя подвеска рессорная, в целом, ходовая часть схожа с BMW тех времен.

(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.
(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.

В 1933 году были готовы первые ходовые образцы, по завершению их испытаний было принято решение о запуске НАТИ-А-750 в массовое производство на Подольском машиностроительном заводе. Производство началось в 1934 году. Название сменилось на ПМЗ-А-750.

(с) фото из открытых источников
(с) фото из открытых источников

Изначально предполагалось, что ПМЗ-А-750 будет по большей части военного назначения, но мотоциклом пользовались и почтовая служба, и милиция, и другие организации. В свободную продажу он, насколько мне известно, не поступал.

(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.
(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.

В процессе эксплуатации обнаружилась масса проблем, из-за которых шли рекламации. В основном, неприятности доставляло зажигание, из-за чего ПМЗ получил сатирическое название – Попробуй Меня Заведи. В итоге, военное ведомство вообще отказалось от этих мотоциклов, и в 1939 году их выпуск окончательно прекратился. Суммарно, с 1934 по 1939 год было собрано 4640 экземпляров НАТИ/ПМЗ-А-750.

(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.
(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.

Использованы материалы из журнала «Техника-Молодежи» № 5 от 1989 г.

Возможно, вам так же будет интересно почитать о советских "пятисотках" М-52 и М-53 , и четырёхцилиндровом Indian Four

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!