Первый в СССР 40-тонный самосвал МАЗ-530

Этот уникальный самосвал был разработан по заказу Министерства цветной металлургии СССР для работы в карьерах. Имевшиеся на тот момент грузовики уже не справлялись с большими объемами работ, и даже МАЗ-525 грузоподъемностью в 25 тонн был маловат…

Первый экспериментальный самосвал был готов весной 1957 года. Это была внушительных размеров машина с тремя мостами, два (средний и задний) были ведущими. В движение грузовик приводил 450-сильный атмосферный V-образный дизель Д-12А, коробка передач – гидромеханическая, планетарная, 3-скоростная. Расход топлива был около 200 литров на 100 километров, скорость – около 40 км/час.

МАЗ-530, МАЗ-525, МАЗ-200
МАЗ-530, МАЗ-525, МАЗ-200

По сути, МАЗ-530 создан на основе двухосного карьерного самосвала МАЗ-525. Инженеры добавили еще один ведущий мост, увеличили мощность двигателя на 150 л.с., что позволило разместить более вместительный кузов и увеличить грузоподъемность до 40 тонн. Задняя подвеска была балансирного типа. Ошиновка колёс среднего и заднего моста – двускатная. Диаметр колеса 1.8 метра.

(с) источник фото pastvu.com
(с) источник фото pastvu.com

После проведения испытаний огромный самосвал был представлен советской публике на ВДНХ в 1957 году, а через год – мировой, на всемирной выставке в Бельгии, где заслуженно получил Гран-При. Своими габаритами МАЗ впечатлял даже людей, особо не интересовавшихся грузовиками. Из подобного во всем мире на тот момент разве что пятидесятитонный Euclid 1LLD был.

(с) источник фото pastvu.com
(с) источник фото pastvu.com

Сказать, что у машины были одни только достоинства нельзя, были и недостатки, причем самый главные – огромный радиус поворота, более 14 метров и небольшая маневренность мешали работать в карьерах, то есть выполнять основную свою задачу, для которой этот самосвал и был разработан.

(с) источник фото pastvu.com
(с) источник фото pastvu.com

В 1960 году производство МАЗ-530 переносят с Минского автозавода на БелАЗ, но у специалистов этого завода было своё видение, каким должен быть карьерный самосвал. Окончательно выпуск 530-й модели прекратился в 1963 году, за время производства оба завода выпустили около 30 экземпляров этой махины, до наших дней ни одна не сохранилась.

Возможно, вам так же будет интересно почитать о МАЗ 200 и восьмиколёсном грузовике Spangler с двумя двигателями

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!