Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

29k full reads
32k story viewsUnique page visitors
29k read the story to the endThat's 91% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Впервые я увидел «Икарус-55» в начале 90-х. В то время он еще работал на пригородом маршруте в том городе, где я тогда жил. Среди типичных в то время квадратных «Икарусов», «Лазов» и понемногу появлявшихся «Мерседесов» и «Манов» этот автобус выглядел пришельцем из другого мира. Он был необычайно красив, несмотря на возраст, еще довольно бодр, и однажды мне на нем даже удалось проехаться в качестве пассажира, в тот самый пригород.

Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

Ikarus 55 появился в 1953 году, и на то время, по уровню комфорта, он был одним из лучших в мире автобусов. Он создавался с нуля, а не на базе существующего грузовика, как в те годы делали большинство автобусов, и проектировали его сразу с заделом на междугородные дальние перевозки.

Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

Кузов несущей конструкции. Двигатель размещен в задней части, которая имеет характерную особенность – выступающий, похожий на комод, моторный отсек и широкий воздухозаборник на крыше. Собственно, одним из народных прозвищ Икарус-55 и был «Комод», а вторым, более распространенным - «Ракета». Скорее всего, за визуальное сходство с одноименным пылесосом.

Интерьер отреставрированного Ikarus 55
Интерьер отреставрированного Ikarus 55
Интерьер отреставрированного Ikarus 55

Моторный отсек отгорожен от салона перегородкой, из-за чего в салоне было тихо, почти не слышно двигателя, хотя сам мотор тихим назвать нельзя. Сзади еще располагалось спальное место для водителя - сменщика, в отдельных случаях там мог быть холодильник.

Почти домашний уют. Архивное фото салона Ikarus 55
Почти домашний уют. Архивное фото салона Ikarus 55
Почти домашний уют. Архивное фото салона Ikarus 55

Автобусы самых первых выпусков выглядели фантастически красиво.

Ikarus 55 1953 года
Ikarus 55 1953 года
Ikarus 55 1953 года

По правому борту находилась широкая двустворчатая дверь, еще одна дверь была у водителя.

На крышу выходили панорамные окна. Необычно расположены фары, ближний свет – по центру в бампере, фары дальнего света под бампером.

Ikarus 55 1953 года
Ikarus 55 1953 года
Ikarus 55 1953 года

В СССР такие машины не поставлялись, их тираж был невелик, годом спустя автобус обрел уже более привычную нам, более простую внешность, в процессе производства внешний вид еще несколько раз упрощали.

Ikarus 55 1954 года
Ikarus 55 1954 года
Ikarus 55 1954 года

Немного о технических характеристиках. Дизельный двигатель Csepel D-613шестицилиндровый, развивал мощность 125 л.с. Вроде как немного для машины с собственным весом в 9.5 тонн, но крутящего момента хватало. В дальнейшем стали устанавливать Csepel D-614, который был на 20 л.с. мощнее.

Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

На версию «Lux» устанавливали 170 – сильный двигатель.

Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

Коробка передач механическая пятиступенчатая, ведущий мост задний. Максимальная скорость (по паспорту) 98 км/час.

Руль с гидроусилителем, тормозная система повышенной надёжности, двухконтурная, пневматическая.

Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

Длинна автобуса 11.4 метра, ширина 2.5 метра. Это предельно допустимая ширина для техники, которая ездит по дорогам общего пользования. Всё что шире считается негабаритом и требует соответствующих разрешений для выезда на дороги.

Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

Несмотря на такую длину, мест в салоне было в среднем от 35 до 40. Места для ног хватало более чем, в отличие от современных автобусов, где порой, коленями упираешься в спинку переднего сиденья.

Тот самый "Комод"
Тот самый "Комод"
Тот самый "Комод"

Мало кто знает, но с 1964 года на некоторые автобусы, в качестве опции, устанавливали кондиционер. В СССР Икарусы с кондиционером не поставлялись, во всяком случае, массово. Встречаются упоминания о том, что пару кондиционированных Икарусов для международных делегаций купили, в конце 1960-х, но какой именно модели – не совсем понятно.

Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

Основным покупателем венгерских автобусов был СССР, где Икарусы работали в основном, на загородных маршрутах. Характерной чертой «советских» модификаций была центральная фара – прожектор, интегрированная в переднюю часть крыши.

Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

Точно известно, что Союз закупил 3762 автобуса Ikarus 55, треть из которых, в свою очередь, была версии «Люкс». Общий тираж с 1953 по 1972 год составил 7466 единиц.

Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

Очень мало этих машин сохранилось до наших дней, причем не только у нас, где в начале 80-х они массово списывались и шли в металлолом, но и в странах Восточной Европы.

Венгерский красавец по прозвищу «Ракета». Автобус Ikarus 55

Теперь каждый из уцелевших красавцев – ценный экземпляр. Он не оставляет равнодушным ни взрослых, ни детей.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм