Вспомним хорошо забытое. Удивительный «Ротопед» родом из Чехии

6 May 2019

Иногда глядя на самые новейшие разработки, существующие порой просто в виде идей и концепций, не устаю повторять про себя, что всё новое – это хорошо забытое старое. Не так давно попадалась на глаза заметка, в одном из телеграмм каналов, что японцы разрабатывают робот-вездеход, который будет приводиться в движение за счет разницы давлений жидкости в его необычных колёсах, состоящих из множества ячеек. Теоретически, такая машина может ездить где угодно, даже на Луне.

А ведь подобное уже было, скажут люди, увлекающиеся технической историей, и будут абсолютно правы. Было...
А ведь подобное уже было, скажут люди, увлекающиеся технической историей, и будут абсолютно правы. Было...

Принцип, вкратце, такой. Стоит, допустим, на ровной поверхности колесо. В одной его части давление жидкости (или газа) начинает понижаться, а в другой остается неизменным. За счет разницы давлений колесо начинает двигаться. В определенных ячейках давление снижается, воздух перетекает в противоположные ячейки.

На словах это не совсем понятно, конечно, поэтому… переместимся в начало 1960-х, в Чехию, и посмотрим на экспериментальный вездеход, сконструированный талантливым инженером Юлиусом Мацкерле.

Вспомним хорошо забытое. Удивительный «Ротопед» родом из Чехии

Эта странная на вид конструкция, напоминающая квадроцикл с необычными, пупырчатыми колёсами, называлась «Ротопед».

В движение он приводился сжатым воздухом, который подавался от компрессора по трубкам на колёса через систему распределителей.

Вспомним хорошо забытое. Удивительный «Ротопед» родом из Чехии

Когда машина двигалась вперед, в задней части колёс создавалось давление, а в передних резиновых капсулах оно наоборот, снижалось, за счет чего вездеход и катился. Движение назад происходило, по сути, в обратной последовательности.

Теоретически, эта машина могла ехать вбок и даже разворачиваться просто стоя на месте, но система пневмоприводов в то время была несовершенной, поэтому конструктор задействовал классическое рулевое управление.

Вспомним хорошо забытое. Удивительный «Ротопед» родом из Чехии

На первых стадиях проекта пневмобаллоны были продолговатой формы, но на ходовом образце они уже стали в виде пневматических подушек.

С пневомосистемой колеса сообщались через ступицы, в которых были соответствующие каналы.

Вспомним хорошо забытое. Удивительный «Ротопед» родом из Чехии

Даже сейчас всё это кажется фантастикой и какими-то космическими технологиями, но тогда, в середине 1960-х, когда был готов ходовой образец «Ротопеда» (1964 год), всё это заводилось и реально ездило, хоть и сильно тарахтело, да прерывисто шипело.

Силовая установка представляла собой двухтактный двухцилиндровый карбюраторный мотор воздушного охлаждения, приводивший в движение компрессор. Трансмиссии в её классическом понимании у «Ротопеда» нет.

Вспомним хорошо забытое. Удивительный «Ротопед» родом из Чехии

В те годы разработка чешского инженера развития не получила, причиной тому стал быстрый износ резиновых подушек на колёсах. Подходящей для подобных целей долговечной резины тогда не было. Сейчас о той разработке и вовсе знают лишь люди, углублённо увлекающиеся историей техники. Но кто знает, возможно, в обозримом будущем подобные машины станут появляться уже в виде коммерческих изделий, всяких беспилотных роботов для труднодоступных мест, и т.д.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм