Забытый проект советского дизельного грузовика УльЗИС-НАТИ 253

28k full reads
34k story viewsUnique page visitors
28k read the story to the endThat's 83% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

УльЗИС-НАТИ 253 – один из самых малоизвестных советских грузовиков. Даже просто информации о нем мало, от уникального автомобиля осталась лишь пара десятков фотографий да скупые строки в технических справочниках. Но если бы этот проект воплотился в жизнь, кто знает, возможно, концепция среднетоннажных грузовиков в Союзе развивалась бы совсем по другому пути.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

Старт работам по созданию этой машины был дан еще в июне 1943 года, правительственным приказом о создании дизельного грузовика грузоподъемностью 4 тонны. Замысел был в массовом производстве новой машины вскоре, после окончания войны.

Работу над проектом поручили вести Научному автомоторному институту, в то время он еще назывался тракторным – «НАТИ», и Ульяновскому автозаводу, созданного на базе эвакуированных из Москвы в 1941 году цехов ЗИСа. УльЗИС, именно отсюда в сложном названии грузовика появилась аббревиатура «ЗИС», хотя к конструкторскому бюро московского завода грузовик не имел никакого отношения.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

В то время у нашего автопрома было принято если не полностью копировать западные конструкторские решения при постройке своих машин, то довольно много их заимствовать, и на этом фоне ульяновский грузовик сильно отличался от других советских грузовиков – машина, опытные образцы которой имели ряд заимствований, в целом была оригинальная, созданная инженерами на основе изучения отдельных агрегатов и прогнозирования развития грузовых автомобилей в целом, в мире. Вникая в детали, понимаешь, что работавшие над этим проектом инженеры в то время действительно смотрели в будущее, причем уверенно и далеко.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

Визуально, глядя на эту машину, можно сказать, что подобный грузовик примерно в то же время разрабатывался на Горьковском автозаводе, будущий ГАЗ-51, кабины опытных образцов «Газона» и УльЗИС-НАТИ действительно похожи, но технически это были абсолютно разные машины.

В качестве силового агрегата предполагалась установка дизельного двигателя, двухтактного, трёхцилиндрового, объемом 3.5 литра, мощностью 80 л.с., с принудительной продувкой типа «Рутс». При этом, максимально унифицированным с дизелем ЯАЗ-204, представлявшим собой его «укороченную» версию.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

Задумка была хороша, мощности дизельного мотора должно было хватать для среднетоннажного грузовика, унификация по комплектующим тоже была, плюсы дизельного двигателя по сравнению с бензиновым, на грузовом транспорте – неоспоримы. В общем, если бы УльЗИС-НАТИ пошел в серийное производство, то впоследствии, в дальнейшем подобные машины производства других советских автозаводов, могли быть дизельными, в особенности – на ЗИЛе. Для сравнения, затраты топлива на тонну перевозимого груза УльЗИС-НАТИ 253 составляли 7,1 л дизеля, а у бензинового собрата ЗИС-150 уже 8.5 литра.

Экспериментальный образец был собран в 1944 году. Точно установить месяц, в котом это случилось, сложно, по одним данным – в мае, по другим – в июне. Свой двигатель еще не был готов, поэтому в качестве силового агрегата был адаптированный для этого проекта дизель от американского трактора Allis-Chalmers HD-7. От него же было и сцепление.

Забытый проект советского дизельного грузовика УльЗИС-НАТИ 253

Поскольку в стране, в то время было туго с покрышками, их тоже позаимствовали от американских грузовиков, как и амортизаторы.

Коробка передач, рама, мосты, рессоры, опиравшиеся уже на подушки, а не на рессорные пальцы, механизмы управления, 12-вольтовое электрооборудование, всё это было на тот момент современным техническим решением, спроектированным в НАТИ.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

В качестве кабины, на опытных образцах применялась адаптированная конструкция от американского военного грузовика Studebaker US6. Изменения коснулись в первую очередь ширины кабины, на советском грузовике она стала шире, изменилась передняя часть, двери стали короче.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников (с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников (с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников (с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

На первых образцах, собранных в 1944 году, оперение капота было схоже и таковым на ЗИС-150, но позже дизайн машины изменился.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

Американского вида кабина, вместе с мощным на вид аллигаторным капотом представляли собой необычное дизайнерское решение, я бы сказал, брутальное.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

Трудно сказать, какая была обзорность с места водителя, ведь площадь ветровых стёкол сравнительно небольшая. Но зато сиденье водителя имело регулировки, в том числе по высоте, тоже новшество для наших грузовиков тех времен. Смотрится машина достаточно интересно и оригинально, ни с одним из советских грузовиков его спутать невозможно.

Окончательный вариант, подготовленный для показа на выставке в Сокольниках, выглядел и вовсе здорово.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

Именно эта машина чаще всего фигурирует во всех упоминаниях о УльЗИС-НАТИ 253 и множестве его других альтернативных названий, НАЗ-253 например.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

Затем снова вернулись к стилистике ЗИС-150. Это тоже образец 1945 года.

(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников
(с) фото из музейных фондов ОАО «УАЗ», взяты из открытых источников

Предположительно, производство должно было стартовать в 1948 году, но планы Москвы на Ульяновский автозавод изменились, а запустить производство в Новосибирске по целому ряду причин не удалось.

Есть мнение, что проект дизельного среднетоннажного грузовика притормозили «сверху», в Москве, в пользу еще сырого на тот момент московского ЗИС-150, а затем о дизельном УльЗИС-НАТИ и вовсе позабыли. Как это часто у нас бывало, хорошая разработка, на создание которой было затрачено столько усилий талантливых людей, была выброшена на свалку истории.

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!