«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

13k full reads
16k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 80% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

С названием «Запорожец» у всех нас прочно ассоциируется одна известная машина, легендарный герой анекдотов. О существовании одноименного трактора едва ли кто помнит, сколько лет уж минуло, воды утекло, а ведь его можно считать первенцем всей советской тракторной промышленности.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Конструкция трактора была настолько простой, что сзади даже колесо было всего одно, отсутствовала коробка передач, система зажигания, из органов управления был только руль и рычаг сцепления.

Хотя, нет, был еще краник подачи воды. В цилиндр двигателя, заслуживающего подробного описания. Мотор «Запорожца» был одноцилиндровый, двухтактный, мощностью 12 л.с, с водяным термосифонным охлаждением. Топливом ему служила сырая нефть, а вместо системы зажигания была калильная головка.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Перед запуском мотора головку грели от внешнего источника тепла, например паяльной лампы, и лишь после того как она раскалится, можно было крутить маховик, заставляя мотор работать самостоятельно. Но помимо нефти, в цилиндр подавалась и вода, она там служила в качестве регулятора момента вспышки. У трактора была всего одна скорость вперед и одна назад, 3.6 км/час.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

В техническом описании тех времен говорилось, что для вспашки одной десятины земли «Запорожец» расходовал полтора пуда нефти и пять ведер воды. В современных мерках десятина это чуть больше гектара (1.09), пуд это 16.4 кг, а «ведро» это 12.23 литра, то есть, на литр нефти расходовалось почти три литра воды.

Вообще, это скорее стационарный мотор, чем транспортный, но у конструкторов в те годы выбора силовых агрегатов особо не было. Кстати, в разработке принимали участие наши конструкторы и рабочие, это был продукт коллективной мысли рабочих и крестьян, так сказать.

Возглавляли команду конструкторов Леонард Абрамович Унгер, Петер Унгер и Якоб Ремпель.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Важным было то, что трактор можно было починить в условиях любой кузни, в конструкции отсутствуют подшипники, вместо них – бронзовые втулки, накладки муфты сцепления сделаны из кожи, вместо коробки передач простой редуктор на прямозубых шестернях.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Экспериментальный образец был готов в июне 1922 года. Испытания в полях он прошел вполне успешно, о чем коллектив завода «Красный прогресс» из города Токмак Запорожской области известил телеграммой высшее московское руководство в лице Ленина. Вскоре в качестве подарка вождю мирового пролетариата отправился и сам первый ходовой образец трактора.

Кстати, «Запорожец» проходил еще и сравнительные испытания с зарубежными собратьями, американским колесным «Фордсоном» и гусеничным «Холт». Несмотря на существенные технические преимущества западных машин, «Фордсон» даже проиграл «Запорожцу», закончив пропашку «десятины» позже на 27 минут, и затративший на работу 45 литров керосина.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Стоит ли говорить, что «Запорожец» был простым и понятным русскому мужику, владевшему в лучшем случае азами механики, чем мудрёный (на те годы) американский трактор, с его карбюраторами, магнето, шарикоподшипниками и другими непонятными штуками. А деревне трактор был очень нужен.

На «Красном прогрессе» планировали выпускать по 300 тракторов в год. Конечно, такое производство нельзя назвать массовым, и полностью покрыть спрос в механизации села оно не могло, но ряд артелей по всей стране так же были заинтересованы в изготовлении чертежей (В это сложно поверить, но их не было даже на самом заводе, все детали делали по макетам, шаблонам) и налаживании выпуска.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Мне кажется, у них бы получилось, но вскоре НЭП сворачивается, приоритет отдается закупке лицензий и налаживанию выпуска американских машин, а простой и понятный «Запорожец» растворяется во времени. Если бы НЭП не свернули, то скорее всего, у нас был бы свой «Ланц – Бульдог»

Точной информации о количестве собранных машин нет, по разным данным с 1923 по 1927 год собрали от 360 до 740 экземпляров.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Несмотря на примитивность конструкции, о её надёжности говорит тот факт, что последний из зафиксированных случаев использования этого трактора, с порядковым номером 107 приходится на 1958 год, где-то в Черниговской области он работал, а теперь стоит на постаменте.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

На данный момент несколько первенцев нашего тракторостроения существуют в виде памятников на постаментах и в музее.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru