"Боевое искусство пещерных городов". Малоизвестные стили ушу.

23.06.2018

Раз уж мы затронули тему самостоятельных путешествий, то есть такое интересное явление, как пещерные дома «Яодун» (窑洞 yáodòng) в провинциях Шэньси и Ганьсу.

И такие жилища до сих пор существуют в лессовых плато вдоль Желтой реки в районах Северного Китая, преимущественно среди населения провинций Нинся, Ганьсу, Шаньси и Хэнань. Называют эти пещерные дома «Яодун» (窑洞 yáodòng, 箍窑 gūyáo или 靠崖窑 kàoyáyáo, хотя есть разница в методике постройки меж такими жилищами), и живет там до сих пор несколько миллионов человек народу. А в «яодун» на границе Ганьсу и Шаньси даже одно время была штаб квартира самого «Великого кормчего», сейчас там в Яньане (延安Yán'ān) музей.

Когда меня туда занесло, я естественно сильно удивился! Как раз незадолго перед этим ездил на автопробег Марокко-Алжир-Тунис, и инструктор-абориген, что был по совместительству ещё и гид, предложил заехать по пути в Матмату - есть такой берберский городок на юге Туниса. Это было удобно, мы по соленому озеру Шотт-эль-Джерид в сторону Габеса и направлялись. А тут - всего небольшой крюк, но обещали ночевку в аутентичной берберской норе, жаренную баранину и кофе по утру. Все это, понятно, за небольшой бакшиш гиду и самим аборигенам. Мы не особо раздумывали, кому-то хотелось глянуть местность, где снимали первые «Звездные войны», кого-то привлекла идея ночевки - как тыщу лет назад, а кто-то просто был рад свежей баранине на углях...😋 А еще на утро нас угощали кофеем. Напиток был сварен прямо на углях, в серебряном кофейнике тогда еще прошлого XIX века, а смолола нам его на старинной ручной мельнице смешливая дочурка хозяев, все время чему-то хихикавшая из под чадры... В общем, нормально тогда заехали!

Каково же было мое удивление, когда буквально через несколько месяцев, болтаясь по северной Китайщине, я ужинал в одной приятной компании, а мне и говорят местные, под вечернюю успокоительную чашечку байцзю: не желаешь ли посмотреть старинные земляные дома? Этот тут, неподалёку, часа за два-три доедем!

У одного из моих случайных знакомцев там обитала родня, и он предложил мне оценить их быт и прочие достопримечательности. Ну а мне то что? Я сказал - поехали, и мы в ночи двинули туда. Встретили нас хорошо, как всегда в китайской глубинке. Правда, увы, без баранины и утреннего кофе, но зато и денег не взяли!

Но вот что забавно, при всей схожести идеи, берберы-то живут - в круглых домах, а китайцы - в прямоугольных..

Сейчас местные правительства активно развивают ЭКО-туризм в тех краях, из домов делают гостиницы для туристов, так что если кому интересно - поезжайте в Цинъян (庆阳 Qìngyáng) провинции Ганьсу, к примеру. Или в ту же « Красную столицу», в Яньань провинции Шэньси (陕西 Shǎnxī). 👍

Главное - не сидите дома!

Но меня спрашивают читатели:

«...как там с боевыми искусствами-то, есть что заценить?»

Есть конечно!😜

Вот один из стилей, с носителями которого мне пришлось испить пару-другую кувшинов отборного местного... "чая" собственной деревенской возгонки! Крепость "заварки" такова, что мигом пробивает на слезу! Сразу проникаешься второй частью известной улиньской поговорки:

«Не ешь мясо - откуда возьмётся Гунфу, Не пьёшь байцзю - откуда возьмётся Шэнь..» и так далее... в общем, верной дорогой идут местные ушуисты - прям как завещал нам тов. У-сун!

Но вернёмся к вышеупомянутому стилю. Называется он - Сыпаоцюань (撕炮拳 sīpáoquán), где первый иероглиф означает «разорвать», а второй - «жечь, обжигать». Эта школа неизвестна на постсоветском пространстве, а вот, например, в Ланьчжоу, знаменитого своей вкуснейшей лапшой, считают: нет в Ланьчжоу кулачного искусства, сыпаоцюань прежде всех ( "兰州没有拳,撕炮拳当先" ).

Стиль возник в эпоху Цин, как впрочем и большинство стилей Нашего Времени, во времена правления императора Хунли под девизом Цяньлун (乾隆 Qiánlóng, 1736-1795). Распространился в провинциях Ганьсу и Хэбей благодаря странствующим учителям, а зародился по одной из версий - в Цанчжоу (沧州 Cāngzhōu), очень важном месте с точки зрения генезиса прикладного ушу. Это поселение когда-то считалось неким условным центром так называемого «Золотого треугольника ушу», образованного провинциями Хэбэй, Шаньси и Шаньдун. Есть точка зрения, что именно этот треугольник и породил в итоге основные т.н. «юнфабельные", т.е. "применимые стили" ушу (это кит. 用法 yòngfǎ).

Система обучения была не совсем типичной: "В одной местности обучать одной "дорожке" [формального комплекса] («驻一地教一路» zhù yī dì jiāo yī lù), что привело к многообразию вариаций одного и того же таолу в соседних деревнях.Но суть их одна, т.к формальные комплексы-таолу - это, по сути, библиотека знаний, а все обучение базируется на концепции «Восьми врат» (八门 bāmén) и т.д, поэтому иногда этот стиль еще называют и «Кулаком восьми врат».

Во многих старых Школах народного ушу, ввиду отсутствия у простых людей навыка читать и писàть, теория и принципы стиля, записываемые образованными людьми в кулачных трактатах (拳谱 quánpǔ) в среде деревенского ушу часто передавались изустно в форме речитатива (歌诀 gējué) - для лёгкости запоминания. Например:

Шаг быстр, да устойчив (步快而稳 bù kuài ér wěn )

Приемы свирепы и решительны (招猛而刚 zhāo měng ér gāng)

Нападать мягко, но прошибая (劫柔而透 jié róu ér tòu)

Твердость и мягкость сочетая (刚柔相济 gāng róu xiāng jì)

И так далее...

В общем, всё как у всех!

Итак, смотрим видео!