"Железная рубаха". Мифы и реальность.

17 September 2018

"鐵布衫大力法"
沙回子,得鐵布衫大力法。駢其指,力斫之,可斷牛項;橫搠之,可洞牛腹。曾在仇公子彭三家,懸木于空,遣兩健仆極力撐去,猛反之;沙裸腹受木,砰然一聲,木去遠矣。又出其勢,即石上,以木椎力擊之,無少損;但畏刀耳。
蒲松龄 “聊斋志异”
Пу Сунлин. "Рассказы о людях необычайных"
"Железная рубаха"
Хуэец Ша овладел «Железной Рубахой» – искусством силачей. Сомкнув пальцы мог разрубить быку шею. А если ткнёт – то мог в бычьем брюхе дыру сделать. Однажды, во дворе дома молодого барина Цю Пэнсаня, подвесили бревно, да наказали двум здоровенным слугам отвести его назад, а потом быстро отпустить. Ша живот обнажил, удар бревном принял, да и отбросил с грохотом бревно куда подальше! А то вытащит свою «силу», положит на камень, и колотит по нему деревянной колотушкой. И никакого вреда! Однако меча страшится!
© перевод Г. Музруков

Пожалуй, одной из самых мистифицированных областей китайских боевых искусств можно назвать так называемую "железную рубашку", якобы позволяющую выдерживать мощные удары хоть руками-ногами, хоть разными изощренными девайсами. Масла в эту тему регулярно подбавляют фото и видео разных фокусов китайского циркового ушу.

Обычное выступление циркового ушу, где чаше всего оборудование и актеры специально подготовлены для этого
Обычное выступление циркового ушу, где чаше всего оборудование и актеры специально подготовлены для этого
В "жестком цигун" больше важна не зрелищность, но прикладная направленность. Например сломать гибкий ствол белого ясеня. из которого обычно делалось древковое оружие в Старом Китае. Кору обычно не снимали, что позволяло дереву дольше не высыхать, сохраняя свои упругие качества. Да и прочнее оно, с корой-то.
В "жестком цигун" больше важна не зрелищность, но прикладная направленность. Например сломать гибкий ствол белого ясеня. из которого обычно делалось древковое оружие в Старом Китае. Кору обычно не снимали, что позволяло дереву дольше не высыхать, сохраняя свои упругие качества. Да и прочнее оно, с корой-то.

Все это еще больше запутывается, так как внешне схожие упражнения есть не только в боевых искусствах и "жестком цигун", но и в разных религиозных системах, например, в буддизме и даосизме, а так же в оздоровительных методиках яншэнсюэ и - в китайской медицине! И даже в чем -то цели у них - сходятся.

Не претендуя на полное и исчерпывающее освещение этой действительно непростой и интересной темы, а рассматривая максимально доступно, просто и кратко, то можно выделить такие особенности.

Итак, когда мы говорим об Учении Яншэн, то в рамках нашей темы речь идет в первую очередь о таком понятии, как вэй ци (衛氣 wèiqì). Защитное ци – это частное проявление Янского ци (陽氣 yángqì), оно циркулирует в кожных покровах и в мышцах. Обхлопывая себя ежедневно сперва ладонями, а затем - различными специальными предметами, мы тем самым обеспечиваем более интенсивный приток крови к наружным тканям, развиваем и усиливаем нашу защитную ци, позволяющую нашему организму более успешно противостоять внешним воздействиям в «четыре сезона», так как болезни входят и выходят через кожу.

Каждый из четырех сезонов содержит в себе причину, способную вызывать болезнь, однако наиболее неблагоприятными являются «осень-весна» (秋春 qiū chū). В это время наиболее активны так называемые «три патогенных фактора» ( «ветер», «жар», «сырость» ). Негативное влияние внешней среды пользуется слабостью (пустотой) в человеке, вторгается в тело человека, в случае недостаточности внутренней жизненной энергии или сильного патогенного влияния внешней среды;

Интересную точку зрения о возникновении практики обхопывания в народной среде пришлось как-то услышать от одного любителя традиционного оздоровительного пайдагун (拍打功 pāidǎgōng) в деревне, затерянной где-то в горах Утайшань (五台山 wǔtáishān) в провинции Шаньси.

Облепиха своими зарослями создает впечатление своей повсеместности в этих горах
Облепиха своими зарослями создает впечатление своей повсеместности в этих горах

Сбившись с дороги, я забрел туда в поисках ночлега и был сильно удивлен местной спецификой вечерней и утренней гигиены: все деревенские, млад и стар, интенсивно сперва растирали свое тело руками, а затем энергично охлопывали себя, постепенно усиливая интенсивность и скорость ударов, напевая при этом ритмичную стихотворную шпаргалку. Объяснили это все просто: их край изобилен облепихой, буквально облепившей горы и предгорья - я очень хорошо прочувствовал их колючую плотность, пробиваясь в темноте напрямик по оврагам да буеракам сквозь эти заросли к желанному огоньку в деревенском окошке. И местные жители издавна жили сбором этих золотых ягод, изготавливая полезные для здоровья масло, сок и другие товары на продажу. Кроме того, домашний скот и маленькие дети часто забредали в эти колючие заросли, а со слов крестьян, колючки оставляют очень неприятные и долго заживающие раны. В прежние годы, когда с антисептиками и с медициной вообще было совсем уж плохо в этих краях, такие множественные мелкие ранки на теле могли привести к очень печальному итогу. Вот в наблюдении за разными толстокожими животными и пришло кому-то в голову таким образом укрепить уже свои кожные покровы, чтобы лучше противостоять агрессивности местной колючей растительности...

Завершая этот краткий обзор, необходимо упомянуть еще одну популярную в Китае практику, популярную особенно в женской среде. Многие путешествующие по этой прекрасной стране, могли неоднократно замечать китаянок, энергично лупящих себя ладонями по лицу. Это особенно часто распространено среди пожилых дам.

Эта практика растирания и затем обхлопывания лица основана на простой идее («由内至外变美丽»): выполняя массаж лица – мы улучшаем наши внутренние органы, оздоровление которых отображается во внешней красоте нашего лица. Традиционная китайская медицина широко использует концепцию существования проекции внутренних органов тела - на ладони, стопы, спину и лицо.

Одна из существующих схем отображения внутренних органов человека на его лице
Одна из существующих схем отображения внутренних органов человека на его лице

И различные проблемы кожи лица (например, морщины, пятна, чрезмерную чувствительность кожи, прыщи и т.п.) могут указывать на возможные заболевания внутренних органов и частей тела. Поэтому, выполняя определенным образом растирание и обхопывание лица, мы тем самым благотворно воздействуем и на внутренние органы, устраняя их заболевания, «загрязнения» или восполняя/убавляя различное ци, согласно воззрению традиционной китайской медицины.

Продолжение следует...

Дм. Моисеев, СПб - 2018